Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Лариса Анатольевна Кочетова История 6 класс - 144

«Использование активных и интерактивных методов обучения
как средство формирования познавательной активности учащихся
на уроках истории и обществознания»

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Фридрих Дестервег

Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реалиям жизни. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации.
В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории и обществознания тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Цель-результат образования в школе: ЛИЧНОСТЬ, которая:
Владеет знаниями о мире
Умеет действовать в мире
Имеет активную жизненную позицию
Готова к саморазвитию
Готова к непрерывному образованию

При традиционном подходе к образованию это трудновыполнимо.

Форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Поэтому, в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, активные и интерактивные методы обучения являются простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные образовательные стандарты.
Активные и интерактивные методы обучения за счет создания высокой познавательной мотивации обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся, делают работу педагога по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным.

Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока.

«Inter» — это взаимный, «act» — действовать – взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Использовать данные методы можно и нужно на любом этапе урока. Проследим, как.
Любое обучение начинается с мотивации. Простой способ усилить мотивацию – возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Это могут быть опросники, простые игры, примеры-демонстрации.
Пример 1. Опросники.
Многие темы можно начинать с опросников, которые показывают, насколько хорошо знакомы ученики с теми или иными историческими и обществоведческими аспектами изучаемой темы. Вот некоторые вопросы из темы «Правовой статус несовершеннолетних» (урок обществознания в 9 классе):
С какого возраста человек… Ваш ответ Правильный ответ
Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии
Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)
Приобретает право на гражданство
Несет уголовную ответственность за любые преступления
Может соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство
Может без согласия родителей распоряжаться заработком
(стипендией) и иными доходами

На уроке обществознания по теме «Гражданские правоотношения» при рассмотрении вопроса о дееспособности несовершеннолетних ученикам можно предложить следующее задание: проставить соответствующие цифры в таблицу.
Права подростков, которые можно осуществлять самостоятельно с 14 лет Права подростков, которые можно осуществлять с письменного согласия родителей

1. Совершать мелкие бытовые сделки
2. Устроиться на работу по трудовому договору
3. Иметь авторские права на произведения науки, литературы и искусства
4. Распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами
5. Купить квартиру
6. Иметь вклады в кредитных учреждениях (банках), распоряжаться ими
7. Поехать за границу
8. Получить паспорт
Отвечая на подобные вопросы, ученики чаще всего не опираются на знания, а лишь предполагают, каким может быть правильный ответ. Тем интереснее потом сравнить свои предположения с реальностью.

Пример 2. Игры.
Игра «Аукцион» на уроке обществознания в 8 классе по теме «Инфляция и семейная экономика».
Учитель: Этот особый товар вам понадобится сейчас, поэтому мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства). На аукцион выставляется единственный товар (ручка). Ее приобретет тот, кто даст большую цену.
Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)
А что же такое инфляция? (ответы учеников)
— Итак, ручка стоимостью в 5 рублей была продана за ____ рублей. Произошло повышение уровня цен на товар, т.е. обесценивание денег – этот процесс и называют инфляцией.
— Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (ответы учеников)

Игра «Крестики-нолики» на уроке истории по теме «Отечественная война 1812 г»
Цель игры:
• повторение и обобщение пройденного материала;
• контроль за качеством подготовки домашнего задания;
• развитие речи, памяти;
Задачи:
• создание эмоциональной атмосферы для изучение нового материала;
• формирование интереса у детей к продолжению изучения темы.
Время проведения: 7-10 минут в начале урока.
Оборудование: игровое поле, начерченное на доске или бумаге; карта.
Предварительная подготовка: составление учителем вопросов; подготовка медалей «Знаток ….».
Ход игры:
Учитель: Сегодня мы с вами проверим домашнее задание необычным способом. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Для этого делимся на 2 команды: 1 ряд – «Крестики», 2 ряд – «Нолики». Ребята, активно, участвующие в игре и правильно отвечающие на вопросы могут заработать хорошие оценки. Вам нужно по принципу игры «Крестики-нолики» заполнить поле своим знаком по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Чья команда быстрей заполнит – победит в игре.
В каждой клетке игрового поля – определенное задание. Только в случае правильного ответа на мой вопрос, на этом секторе ставится знак вашей команды. Отвечать может каждый член вашей команды. Ответы принимаются по поднятой руке. В случае неправильного ответа, право отвечать переходит к другой команде. Игровой ход команды делают по очереди. Право первого хода разыгрываем вопросом:
Назовите имя первого космонавта?
Команды отвечают.
Проводится игра.
Подведение итогов игры: активным участникам выставляется оценка; команде-победительнице вручаются медальки.

Игровое поле для проведения игры по теме «Отечественная война 1812 г»:

Полководцы
Даты
Карта

Французы
События
Искусство и война

Русские
Итог
Современность

Итак, процесс обучения, так сказать, «пошел». Теперь в зависимости от целей, задач и этапа урока перед учителем стоит несколько задач.
На этапе объяснения нового материала – необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами, дискуссии и игры, групповые методы работы.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Поэтому, при изучении большого объема материала по истории и обществознанию мы используем метод «Автобусная остановка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Класс разбивается на группы по 5-7 человек.
Время: 20-25 мин.
Материал: ватман, фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 7 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы.
Плюсы данного метода очевидны:
— в процессе групповой работы происходит интенсивная социализация учащихся;
— взаимодействуя, учащиеся приобретают опыт общения и сотрудничества.
— осваивают умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности;
— усваивают стереотипы партнерского поведения, основанные на комплексе ценностей равенства, честности, ответственности, свободы, уважения прав другого человека, взаимовыручки и участия.

Следующий этап – закрепление изученного материала. Здесь на помощь снова приходят разнообразные активные и интерактивные методы. Это опросы в разных, в том числе, игровых формах, и создание обобщающих схем и конспектов, разные виды письменных и устных работ, игры. Работа может проходить как индивидуально, так и в парах, в малых группах или всем классом.

Итогом урока (этап контроля и рефлексии) может стать творческое задание по изученной теме.
Например, составление синквейна. Синквейн — это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Составление синквейна способствует более качественному формированию, усвоению и закреплению теоретических знаний, позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемому вопросу, сформировать четкое представление по изученной теме.

В старших классах, одним из востребованных и интересных методов, который можно применять на любом этапе урока истории и обществознания, является метод «кроссенса».
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Эта интересная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

1
2
3

4
5
6

7
8
9

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, — это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание — найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.
Любую историческую фигуру или явление можно рассмотреть с нескольких сторон. Мы можем по-разному рассказать об Иване Грозном или Иосифе Сталине. Мы можем по-разному трактовать последние события, например, присоединение Крыма. А значение этого важного для России события будет зависеть от того, какой именно — экономический, политический, социальный или культурный аспект мы рассматриваем. Каждая сторона нужна и важна, потому что только в комплексе получается целостность, только на пересечении всех смыслов, появляется новый смысл, как следующая ступень понимания.
Кроссенс — хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить уроки истории и обществознания образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
При создании и разгадывании кроссенса, вместе с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Первый исторический кроссенс, который я предложила в 10 классе, был по теме «Первые русские князья». Ученикам даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.
Ребята называют период Киевская Русь и князей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке — Рюрик помещён в середину как родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь.

1. Олег – самый первый из князей, кто начал править Древнерусским государством после того, как варяги появились на Днепре. Князь Олег сумел объединить славянские племена. Покорил под свою власть Киев в 882 году, в результате чего убил князей Аскольда и Дира, которые властвовали в Киеве на тот период. Потом Олег сделал Киев столицей, главным городом над всеми городами русскими. Таким образом, и зародилась Киевская Русь.
2. Игорь Рюрикович – сын Рюрика, последователь Олега, который продолжал начавшее дело своего предшественника – расширял Древнерусское государство присоединением в него остальных племенных союзов. Новшество, которое он организовал впервые – сбор дани с древлян (полюдье), и стало его погибелью, когда в очередной раз в 945 году требовал дань на подвластных ему землях.
3. Ольга – первая княгиня-женщина, жена покойного Игоря. В отличие от мужа она полностью взяла власть в свои руки и подчинила себе не только Киев, но и всю Киевскую Русь. Ольга стала первой христианкой, крещенной в Константинополе в 957 году под чужим именем (Елена).
6. Святослав Игоревич – последователь своей матери Ольги. 965 год — самый знаменательный для Святослава, ведь хазарская столица и еще несколько городов были взяты штурмом, и на одном из городов выстроилась крепость. Возвращение с Дуная в 972 году закончилось для Святослава полным провалом – он был убит печенегами. За время княжества Святослав показал свои способности талантливого полководца.
9. Владимир – один из сыновей Святослава, который выиграл междоусобную войну с братом. В памяти Древнерусского народа он остался под названием Владимир Красное Солнышко. Среди всех князей Древнерусского государства, Владимир сумел не только расширить пределы Руси, но и укрепить ее, как могущественное государство. Среди его численных побед – победа над радимичами, удача от походов на польские земли, на печенежские территории, построение крепостей.
8. Святополк. Владимир святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван «окаянным».
7. Ярослав Мудрый. По изгнании Святополка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письменности на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием «русская правда». Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава «мудрым».
4. Изяслав. Старший сын Ярослава, Изяслав — I, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.
5. Рюрик — родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями — Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику — Олегу.