Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Готовим руку к чтению и письму по Брайлю

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Ирина Васильевна Зинова Начальные классы - класс Статьи 598

Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа. Для восприятия шрифта Брайля прежде всего необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением. На данном этапе подготовительной работы предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля.

Чтобы овладение письмом прошло легче, можно использовать ряд упражнений, с помощью которых вы можете подготовить его руку к овладению этим важнейшим навыком.

1.Захват

ладонью:

  • сжимать резиновые игрушки
  • сжимать пластилин / глину
  • вынимать игрушки из коробки
  • рисовать
  • поднимать шипастые мячики
  • сыпать песок из кулачка
  • пользоваться формочками для печенья
  • пользоваться дыроколом
  • собирать крупный конструктор

пальцами:

  • нанизывать бусины
  • держать и резать бумагу ножницами
  • рисовать мелками или кисточкой
  • пользоваться клеем-карандашом
  • отщипывать кусочки пластилина
  • собирать мозаику из деталей-гвоздиков
  • строить башни из кубиков
  • подбирать мелкие предметы
  • переворачивать страницы в книге
  • пользоваться пинцетом
  • плести из бумажных полос
  • вкладывать фигурки в игрушку-сортёр (т.е. сортировать предметы по какому-либо признаку)
  • сортировать и перекладывать мелкие предметы
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки и молнии (на себе)

большим и указательным пальцами:

  • лопать пузырчатую упаковку
  • подбирать бусины
  • завязывать бантик
  • пользоваться канцелярскими кнопками
  • играть со шнуровками
  • нанизывать мелкие бусины
  • собирать мозаику
  • пользоваться прищепками
  • пользоваться пипеткой
  • заводить ключиком механические игрушки
  • проталкивать монетки в копилку
  1. Разжатие руки:
  • отдавать игрушки по просьбе
  • собирать пирамидки, матрёшки, и т.д.
  • сортировать предметы
  • складывать игрушки в коробку

также все упражнения из секции «захват» подразумевают разжатие руки и отпускание предмета

3. Вращательное движение запястья:

  • закручивать гайки
  • скручивать проволоку
  • крутить ручку настройки на радиоприёмнике
  • открывать банки и бутылки с завинчивающимися крышками
  • открывать и закрывать краны (типа «барашки») с водой
  • заводить механические игрушки, музыкальные шкатулки
  • поворачивать дверные ручки
  • зачерпывать совком песок, крупу, фасоль и т.д.
  • рисовать пальчиковыми красками
  • находить игрушки, закопанные в песке, в сухой фасоли, крупе и т.д.
  • разворачивать конфеты в фантиках
  • переливать воду из одной ёмкости в другую
  1. Изолированные движения пальцев:
  • делать отпечатки пальцев в пластилине или глине
  • нажимать клавиши
  • нажимать кнопки на блендере, тостере и другой кухонной технике
  • играть на музыкальных инструментах
  • набирать номер на телефоне
  • прикалывать кнопки к пробковой доске
  • обводить трафареты пальцем
  1. Движения двумя рукамиПочти все эти упражнения предполагают, что одной рукой ребёнок будет держать предмет, а другой что-то с ним делать, что особенно сложно для незрячих и слабовидящих детей.
  • нанизывать бусины
  • отматывать липкую ленту
  • рвать бумагу
  • открывать и закрывать банки с завинчивающимися крышками
  • резать бумагу ножницами
  • пользоваться дыроколом
  • пользоваться наждачной бумагой
  • проводить прямые линии по линейке
  • одной рукой держать контейнер, а другой что-нибудь в него складывать
  • держать в одной руке куклу и причёсывать или кормить её другой рукой
  • собирать конструктор «Лего»
  • рисовать пальчиковыми красками (двумя руками)
  • лепить из пластилина колбаски и шарики
  • пользоваться канцелярскими скрепками
  • обводить по трафарету
  • пользоваться степлером
  • придерживать миску и размешивать содержимое ложкой
  1. Развитие силы рук и пальцев
  • мять бумагу
  • пользоваться прищепками
  • лепить из пластилина
  • выдавливать клей из бутылки
  • пользоваться степлером
  • раскатывать тесто скалкой
  • пользоваться дыроколом
  • забивать гвозди
  • собирать и разбирать «Лего» и другие конструкторы такого типа
  • сжимать теннисный мяч
  • отжимать губку

Упражнения для подготовки к чтению по Брайлю

  • вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пробелов
  • вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов без пробелов
  • вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками
  • вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками
  • вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пустых строк
  • вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из разных брайлевских символов без пустых строк