Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Методическая разработка по окружающему миру в 4 классе по теме»Наши ближайшие соседи»

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Анна Георгиевна Юферева - - класс - 1 617

Методическая разработка урока 4-в класса по окружающему миру

Тема « Наши ближайшие соседи»

 

Цель:  познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.

Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные:  принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать  на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Оборудование: политическая карта мира;  презентация о странах — соседях России.

Ход урока

I.  Организационный момент

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.

— Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.

II.                           Самоопределение к деятельности

Беседа

— Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой? (Соседями)

— Кого мы еще называем соседом?

— А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? (Да)

—Сегодня на уроке будем говорить о странах — соседях России.

— Почему мы называем их соседями? (У нас общая граница, мы живем рядом.)

— Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами — физическую или политическую? (Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.)

– Кто покажет на карте границу России?

– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.

Просмотр видео о странах — соседях России

 

III.  Работа по теме урока

1. Путешествие. Работа с картой.

По ходу путешествия по карте заполняется табличка в рабочей тетради с. 63, маршрутный лист (Приложение №1), а учащимися-экскурсоводами рассказываются интересные факты о странах (Приложение №2)

Страны Прибалтики

Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

—      Найдите и покажите их на карте.

—      Назовите столицы эти государств.

—      Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.

(Эстония, Латвия, Литва.)

—      Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс.)

—      Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва.)

— Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша.)

—      Назовите ее столицу. (Варшава.)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Прибалтийских странах.)

—      Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией. (Норвегия.)

—      Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Финляндия.)

Белоруссия и Украина

—      В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? (В Белоруссию и Украину.)

—      Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев.)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Белоруссии и Украине.)

Южные и юго-восточные соседи

—      Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. (Ответ. Абхазия — Сухум, Южная Осетия — Цхинвал, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан- Батор, Китай — Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, — Пхеньян.)

—      Какие страны располагаются между Черным и Каспийским мерями? Найдите их на карте. (Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан.)

—      В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан.)

—      Назовите столицу Казахстана. (Астана.)

—      В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.)

—      Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор.)

—      Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай.)

—      Назовите столицу Китая. (Пекин.)

—      Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей.)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о южных и юго-восточных странах-соседях.)

«Морские соседи»

—      Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?

—      Покажите их на карте. (Япония, США.)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о странах. Ученик готовит устное сообщение о Японии и выступает с ним (см. дополнительный материал к уроку).)

2. Проверка таблицы в рабочей тетради  стр. 63

Ответ. Норвегия — Осло, Финляндия — Хельсинки, Эстония — Таллин,  Латвия — Рига, Литва — Вильнюс, Польша — Варшава, Белоруссия — Минск, Украина — Киев, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан-Батор, Китай — Пекин, Северная Корея — Пхеньян.

IV.                       Музыкальная физкультминутка «Мы попрыгаем»

V.                           Закрепление изученного материала

1. Игра «Покажи страну»

Учитель называет страну-соседа, а учащиеся по цепочке находят ее на карте и показывают остальным.

2. 3адание по карточке «Лишние страны»

— Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

 

Имеют общую границу  с Россией
Не имеют общей границы с Россией

Индия
Литва
Грузия
Азербайджан
Абхазия
Украина
Польша
Турция
Финляндия
Норвегия
Эстония
Белоруссия
Франция
Южная Осетия
Латвия
Египет
— Какие результаты вы получили?

3. Самостоятельная работа тетрадь с.62 №1

Пронумеруйте в рабочей тетради страны, которые граничат с Россией.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

VI.                       Рефлексия

Беседа

—      Что нового вы узнали?

—      Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами?

VII.  Подведение итогов урока

— В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.

 

VIII. Оценивание

•      Теперь я знаю…

•      Было трудно…

•      Я буду искать информацию об этом в …

•      На уроке у меня получилось…

 

— Молодцы, большинство из вас довольно своей работой. Вы сегодня действительно хорошо потрудились.

Домашнее задание

1.                Учебник: прочитать текст на с. 100—104, ответить на вопросы раздела «Проверь себя»  на с. 104.

2.      Рабочая тетрадь: № 3,4 (с. 64-65).

3.      Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о стране северной Европы.