Развитие полисенсорного восприятия у дошкольников со зрительной депривацией.
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Оксана Владимировна Соколова | Коррекционные дисциплины | Детский сад класс | Доклады | 1 710 |
Отмечая основную особенность слепого дошкольника, Л.И. Солнцева пишет, что она «заключается в некотором общем отставании развития слепого ребёнка по сравнению с развитием зрячего…, что вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира».
Первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, что объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса (неудачи поисковой деятельности, связанные с болевыми ощущениями при столкновении с предметами), а также отсутствием дистантно и сильно действующих световых и цветовых раздражителей. Слепые дети (особенно слепорождённые) очень пассивны и неподвижны. Недостаток, а тем более отсутствие зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения. Ребёнок не потягивается, не привстаёт, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками (Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко). Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на три-четыре года.
Отрицательные подкрепления ориентировочного рефлекса негативно сказываются на первоначальной мотивации сенсорной деятельности – формировании потребности в ощущениях, «желании воспринимать» (Вудвортс), а следовательно, и на активности отражения.
Развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить желание ребёнка узнать, что его окружает, но и от внешних воздействий, определяющих возникновение желания – мотива ориентировочной деятельности.
Снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие слепого ребёнка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность.
Однако действие этих неблагоприятных факторов можно успешно нейтрализовать, стимулируя в процессе специально организованной коррекционно-педагогической деятельности активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы.
Исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что что в условиях специального воспитания и обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причём компенсация недостаточности психических функций (например, развитие восприятия) в ряде случаев (при наличии остаточного зрения) влечёт за собой физиологическую компенсацию (например, улучшение зрительных функций).
В ориентировочной деятельности слепые дети могут использовать различные виды ощущений: зрительные (при наличии остаточного зрения), слуховые, тактильные (прикосновение, давление, температурные, болевые), кинестезические (мышечно-суставные), вибрационные, статические (вестибулярный аппарат), хеморецепторные (вкус и обоняние), кожно-оптическое чувство.
В обучении и воспитании слепых дошкольников важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых можно отметить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности.
Восприятие – это процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.
Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. У слабовидящих и частичнозрячих, как и в норме, наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Только при значительных снижениях остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже) и абсолютной слепоте доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательных анализатор, лежащие в основе осязательного восприятия.
Восприятие характеризуется целостностью и структурностью. В процессе сенсорного развития у ребёнка создаётся целостный образ предметов и явлений, который возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом. Целостность образа складывается на основе знаний о предметном мире, а также совокупности воспринимаемых ощущений и действий. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов.
У слабовидящих и слепых с остаточным зрением наблюдается фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями. Дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов. Сужение полей зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. Ребёнок осматривает предметы и изображения по частям, выделяя их отдельные признаки и свойства. Таким образом, одновременный характер восприятия заменяется последовательным (сукцессивным) узнаванием.
С помощью тактильного восприятия дети получают разнообразный комплекс ощущений: прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет определить форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции и пропорциональные отношения. В практике обучения и трудовой деятельности у слепых детей компенсаторно вырабатываются тонкие дифференцировки в оценке сложных пространственных характеристик, пропорциональных отношений, фактуры, формы и размера предметов.
При отсутствии или глубоких нарушениях зрения огромную роль играет развитие осязательного восприятия. С помощью осязания слепые дети могут адекватно отражать форму, величину, направление, удаление, покой и движение объектов. Только при помощи осязания можно распознать сдавливаемость, вес, тепло и холод. Только при помощи зрения можно различить цвет, однако при наличии определённых способностей можно развивать т. н. кожное зрение (различение цвета с помощью осязания).
Необходимо формировать у незрячих дошкольников младшего возраста навыки различения с помощью осязания контуров, величины и формы доступных объектов окружающего пространства. Необходимо формирование и развитие навыков предметного осязания у дошкольников старшего возраста в ходе подготовки к обучению письму шрифтом Брайля и использованию ориентировочной трости.
Осязательное обследование объектов может осуществляться мономануальным и бимануальным способом. При любом из них формируется адекватный образ объекта, однако бимануальное обследование имеет существенные преимущества: расширяется осязательное поле, повышается скорость (в 1,5-2 раза) и точность обследования. Это особенно важно при работе с большими по размеру или сложными по форме предметами, а также при работе с несколькими предметами одновременно.
В случае необходимости обследования очень мелких предметов (толщина нитки, отверстие в игле) используется ротовое осязание (при помощи языка). Если нет возможности использования пальцев в процессе осязания, можно подключать нос и подбородок.
Компенсаторные функции осязания проявляются во всех видах деятельности слепых дошкольников. Игровая деятельность слепого ребёнка должна направляться и регулироваться взрослыми. Должны использоваться все анализаторы, специальные игрушки и игры.
По звукам слепые и слабовидящие дети могут определить многие предметные и пространственные свойства окружающей среды. При достаточной тренировке они могут по звуку локализовать его источник, установить, находится ли звучащий предмет в покое или движении, определить скорость и направление его движения. Звуки для слепых детей являются опознавательными ориентирами в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности.
Для того, чтобы дети с глубокими нарушениями зрения в полной мере могли овладеть процессами игровой, учебной, трудовой, конструктивно-технической деятельности, чтения и выполнения изображений, требуется довести развитие наглядно-образных представлений и пространственного мышления до высокого уровня. Важным условием полноценного овладения навыками является активная предметно-практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мыслительными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов.
В работе по развитию и коррекции пространственного представления большое значение имеет формирование представлений о форме и размерах предметов, протяжённости и направлениях пространства. При изучении формы предметов она анализируется и делится на составляющие элементы с выделением существенных признаков. Изучению размеров и пропорций предметов, протяжённости и направлений пространства способствуют измерительная практика, моделирование и конструирование по образцу и словесному описанию, развитие навыков ориентировки в условиях микро- и макропространства.
Овладение знаниями и умениями предполагает обогащение словарного запаса у слепых детей и понимание ими конкретного значения слов специфического характера.
При ограничении чувственного познания, обеднённости представлений у слепых и слабовидящих возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, т.е. несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов. Наибольший вербализм в речи слепых детей проявляется в словесных обозначениях пространственных свойств и отношений предметов. Если слепой ребёнок называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие и правильные представления об этом предмете. Это объясняется трудностями в установлении предметной сотнесённости слова и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике. Правильно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и превращаются в объекты познания. Речь облегчает сравнение признаков предметов, оживляет прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует усвоению знаний и расширению кругозора детей.
Таким образом, необходимо вести постоянную работу по расширению чувственного и практического опыта, оречевлению и конкретизации чувственных данных, введению сформированных представлений и соответствующих им словесных обозначений в более широкую систему коммуникативных связей и отношений.
В формировании и развитии полисенсорного восприятия слепых дошкольников большую роль играет специально организованная доступная коррекционно-развивающая среда. Эту функцию успешно выполняет полифункциональное автодидактическое и интерактивное оборудование светлой и тёмной сенсорных комнат.
Сенсорная комната – это «волшебная сказка», пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Дозированные занятия с детьми дают возможность на основе использования всех сохранных анализаторов активизировать двигательную активность воспитанников, расширяют их познавательные возможности, позволяют постепенно преодолеть страх окружающего пространства, развивают речевые и творческие способности слепых детей.
Планомерное полисенсорное воспитание слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста расширяет возможности в познании ими окружающего мира.