Сенсорные игры для детей с расстройствами аутистического спектра.
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Юлия Михайловна Бондарева | Другое | Детский сад класс | Доклады | 728 |
Сенсорные игры для детей с
расстройствами аутистического спектра.
С каждым годом количество детей с ранним детским аутизмом увеличивается.
Аутизм – сложное нарушение развития ребенка, требующее особого подхода. Но, несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств, поведенческих реакций, стереотипий.
Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РДА снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у аутичного ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.
Метод сенсорных игр. Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РДА на контакт.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;
– развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);
–слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);
–тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
–двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
–обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
–вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Сенсорные игры можно разделить на три направления:
- Обучающие игры– направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
- Познавательные игры– с их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т.д.
- Проективные игры– направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка
Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, сохранения психоэмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.
Классификация сенсорных игр.
Игры с водой. Игры с песком. Игры с крупой. Игры со старыми газетами или журналами. Игры, способствующие развитию целостного восприятия. Игры с прищепками. Игры с ватой.
Сенсорные игры используются периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще. Например, сухой бассейн и песок имеют успокаивающее действие на ребенка с РДА. Они очень любят в него играть. Такие игры имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды, крупы, песка, ваты оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Игры с песком – рисование на песке; – лепка из мокрого песка с применением различных форм.
Игры с крупой – найти игрушку в крупе, насыпанной в коробку; разложить в ряд цветные камушки и предложить ребёнку перевернуть их.
Игры с водой– переливание из одного сосуда в другой;- окрашивание воды красками;- пускание корабликов, дуть на них, создавая движение;- доставание из воды красивых камушек;- купание куклы; – игры с мыльными пузырями;- «брызгалки».