Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников III – IV вида.
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Тамара Ивановна Дугина | Другое | Детский сад класс | Конспекты | 336 |
|
Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников III – IV вида.
Воспитатели
подготовительной
группы.
Г. Липецк
Пояснение к работе по обучению грамоте дошкольников III – IV вида.
— Познавательно-речевое развитие.
— Образовательная область «Коммуникация»:
развитие всех компонентов устной речи дошкольников (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение дошкольниками нормами речи в процессе занятий по обучению грамоте в соответствии с ФГОС.
Работа по обучению грамоте.
Формирование мотивации к школьному обучению.
В ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям:
1) развитие осязательного восприятия;
2) развитие слухового восприятия;
3) развитие ориентировки в малом пространстве;
4) подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта;
5) развитие речи незрячих дошкольников.
В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых детей формируются следующие умения:
— умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
— умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет;
— умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевый, ладонный, кистевой;
— умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.;
— умение определить материал, из которого сделан предмет.
В ходе работы по развитию слухового восприятия у незрячих формируются следующие умения:
— умение выделять звуки из окружающей действительности и различать их;
— соотносить звук с источником звука;
— локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука);
— четко произносить звуки.
Дошкольники должны уметь:
— различать и узнавать предметы по цвету (с помощью), форме и величине;
— оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в своей деятельности.
В ходе развития ориентировки в малом пространстве у слепых детей формируются умения:
— ориентироваться на рабочей поверхности стола, на странице, в книге;
— ориентироваться в брайлевском приборе, на колодке для выкладывания шеститочий и букв.
В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание обучающего должно быть направлено на:
— развитие кожной чувствительности пальцев рук;
— умение воспринимать и различать рельефные точки (рисунки);
— развитие мелкой моторики;
— умение работать грифелем.
В ходе развития речи у незрячих детей формируются также умения:
— пересказывать прослушанное по вопросам с помощью взрослого;
— сопоставлять предметы по их признакам;
— группировать предметы (исключать лишний);
— классифицировать предметы по их видовым понятиям;
— классифицировать названия предметов;
— подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов;
— выделять в устной речи предложения из 2-3 слов;
— определять количество слов в предложении;
— составлять короткие предложения по опорным словам;
— делить (устно) слова на части (слоги);
— осуществлять правильную артикуляцию звуков;
— читать рельефные рисунки;
— разучивать стихотворение с голоса взрослого;
— соотносить слова и образы;
— пополнять словарный запас.
В ходе букварного периода формируются следующие умения:
— обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами (на колодке);
— различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);
— устанавливать последовательность звуков в словах;
— правильно артикулировать звуки;
— читать прямые слоги и некоторые слова;
— выкладывать на линейке: буквы, слоги, слова, включая наиболее простые из них.
В процессе формирования предметных представлений незрячих дошкольников при обучении грамоте использовать разные виды наглядности:
— натуральные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
— чучела птиц, животных, рыб;
— объемные муляжи;
— барельефы;
— игрушки;
— аппликации.