Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников III – IV вида.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Тамара Ивановна Дугина Другое Детский сад класс Конспекты 336

Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников III – IV вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

подготовительной

группы.

 

 

 

Г. Липецк

Пояснение к работе по обучению грамоте дошкольников IIIIV вида.

 

— Познавательно-речевое развитие.

— Образовательная область «Коммуникация»:

развитие всех компонентов устной речи дошкольников (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение дошкольниками нормами речи в процессе занятий по обучению грамоте в соответствии с ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по обучению грамоте.

 

Формирование мотивации к школьному обучению.

В ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям:

1) развитие осязательного восприятия;

2) развитие слухового восприятия;

3) развитие ориентировки в малом пространстве;

4) подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта;

5) развитие речи незрячих дошкольников.

В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых детей формируются следующие умения:

— умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;

— умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет;

— умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевый, ладонный, кистевой;

— умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.;

— умение определить материал, из которого сделан предмет.

В ходе работы по развитию слухового восприятия у незрячих формируются следующие умения:

— умение выделять звуки из окружающей действительности и различать их;

— соотносить звук с источником звука;

— локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука);

— четко произносить звуки.

Дошкольники должны уметь:

— различать и узнавать предметы по цвету (с помощью), форме и величине;

— оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в своей деятельности.

В ходе развития ориентировки в малом пространстве у слепых детей формируются умения:

— ориентироваться на рабочей поверхности стола, на странице, в книге;

— ориентироваться в брайлевском приборе, на колодке для выкладывания шеститочий и букв.

В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание обучающего должно быть направлено на:

— развитие кожной чувствительности пальцев рук;

— умение воспринимать и различать рельефные точки (рисунки);

— развитие мелкой моторики;

— умение работать грифелем.

В ходе развития речи у незрячих детей формируются также умения:

— пересказывать прослушанное по вопросам с помощью взрослого;

— сопоставлять предметы по их признакам;

— группировать предметы (исключать лишний);

— классифицировать предметы по их видовым понятиям;

— классифицировать названия предметов;

— подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов;

— выделять в устной речи предложения из 2-3 слов;

— определять количество слов в предложении;

— составлять короткие предложения по опорным словам;

— делить (устно) слова на части (слоги);

— осуществлять правильную артикуляцию звуков;

— читать рельефные рисунки;

— разучивать стихотворение с голоса взрослого;

— соотносить слова и образы;

— пополнять словарный запас.

В ходе букварного периода формируются следующие умения:

— обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами (на колодке);

— различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);

— устанавливать последовательность звуков в словах;

— правильно артикулировать звуки;

— читать прямые слоги и некоторые слова;

— выкладывать на линейке: буквы, слоги, слова, включая наиболее простые из них.

В процессе формирования предметных представлений незрячих дошкольников при обучении грамоте использовать разные виды наглядности:

— натуральные предметы (овощи, фрукты и т.д.);

— чучела птиц, животных, рыб;

— объемные муляжи;

— барельефы;

— игрушки;

— аппликации.