Личность Петра I. Итоги и оценка петровских преобразований.
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Лариса Анатольевна Кочетова | - | - класс | - | 1 695 |
|
Технологическая карта
Учебный предмет: история
Тема урока: Личность Петра I. Итоги и оценка петровских преобразований.
Тип урока: проблемный урок, построенный на работе с документами в малых группах
Эпиграфы урока:
« Нет, не чародей, а Гений, Петр». (М.Н.Погодин «Петр Великий», 1846 г.).
«Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и правдам вопреки.
За сотни лет к ее грядущим далям».
(М. Волошин «Россия»).
«Петр не только первый русский интеллигент, но первый русский нигилист…»
«…Что такое Петр? Чудо или чудовище?.. (Дм. Мережковский «Грядущий хам», 1905 г.)
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». (А.С.Пушкин).
Тема | Личность Петра I. Итоги и оценка петровских преобразований | |
Цель урока | Обеспечить условия для совершенствования умения давать оценку деятельности исторической личности Петра I. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
— систематизировать исторический материал по изученному периоду;
— составлять характеристику Петра I; — приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I; — участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории; — выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА (в упрощенном варианте). |
Личностные:
— воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств; — уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей; — понимать и осознавать ответственность за принятые решения; -определить собственную позицию; быть терпимым к иным точкам зрения. Регулятивные: — формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов; — развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки. Познавательные: — демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Петра — формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.); — демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала; — уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения; — проявлять способность к широкому переносу событий и явлений на современную почву. Коммуникативные: — совершенствовать умения работы в группах, парах; — формирование способности излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства. |
|
Основные понятия | Империя, император, политический лидер, гвардия, рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, коллегии, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, Кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, «прелестные письма». | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Речь и культура общения
Литература Обществознание ИКТ, МХК Психология |
Групповая работа
Фронтальный опрос |
ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор), презентация
Доска, мел Учебник, рабочая тетрадь Фрагменты из произведений о Петре Великом (роман А.Н.Толстого «Петр Первый», поэма А.С.Пушкина «Медный всадник», описание Полтавского боя из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»). Документы, инструкции для групповой работы, листы самооценки |
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1–й этап. Организационно-мотивационный | ||||||
1.Учитель знакомит обучающихся с эпиграфами урока.
2.Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предстоящего урока. 3.Организует беседу. 4. Формулирует цель урока, определяет задания для каждой группы. 5. Формирует 4 микрогруппы для работы, задает роли каждого ученика в группе. 6. Передает группам учащихся алгоритм характеристики исторической личности и документы для ответа на проблемный вопрос, листы самооценки. |
Слушают эпиграфы урока,
выдвигают предположения о теме, цели и плане урока. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Составляют план урока, формулируют его задачи. |
Выделяют существенную информацию из эпиграфов урока.
Выдвигают предположения по формулировке темы, цели, плана урока. Осуществляют актуализацию знаний по изученному материалу.
|
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Обсуждают свои предложения по поводу темы, цели и плана урока. Предлагают свой вариант темы, цели и плана урока. |
Слушают собеседника, строят высказывания, отвечают на вопросы учителя. | Контролируют высказывания учащихся.
Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи. Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. |
Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывают мнение по существу полученного задания. |
2-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в микрогруппах | ||||||
Учащимся предлагает алгоритм характеристики исторической личности и тексты документов с описанием личностных качеств Петра I. К тексту предлагается характеристика типов темперамента.
Задание 1. Выяснить, черты какого типа темперамента преобладали в личности Петра I. Задание 2. В раздаточных материалах приведены различные оценки деятельности Петра I. Разделить представленный материал на 2 группы с положительной и отрицательной оценкой личности и деятельности царя. Задание 3: Привести аргументы, подтверждающие точки зрения авторов высказываний о деятельности Петра I. Вопросы обсуждаются в группе, а затем представитель группы защищает свою точку зрения на уровне класса.
|
Обучающиеся осуществляют поиск и выделение информации;
Синтезируют полученные сведения для составления ответа; Создают характеристику Петра I для доказательства своей позиции. Отвечают на проблемный вопрос по тексту документа. |
Формируют умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.);
Составляют характеристику Петра I по предложенному алгоритму, сопоставляют свои представления о личности царя с полученными сведениями. Отвечают на проблемные вопросы. |
Планируют работу в группе, распределяют поручения и роли;
Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Обмениваются мнениями по поводу ответа на проблемный вопрос, обсуждают конечный вариант характеристики царя, готовят публичное выступление своего ответа. |
Обсуждают варианты ответов на задания, варианты составления характеристики исторической личности.
Формируют умение находить общее решение в микрогруппе; умение осознанно использовать разнообразные речевые средства для публичного выступления. |
Осуществляют самоконтроль правильности выполнения заданий, составления характеристики, публичного выступления. | Формируют познавательный интерес к личности и деятельности Петра Великого, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов. |
3-й этап. Защита вариантов ответов на задания на уровне класса | ||||||
Организует обсуждение ответов учащихся на проблемные вопросы,
Организует обсуждение различных вариантов характеристики личности Петра I. Вопросы учителя: А чью позицию заняли бы вы? Почему? Как бы вы отнеслись к полному отрицанию заслуг Петра I?
|
Дают ответы на проблемный вопрос своей группы.
1 группа: Формируют свою точку зрения на утверждение: «Россия отнюдь не стояла на краю бездны в начале 18 века, так было ли Петру от чего ее спасать?» 2группа: Формируют свою точку зрения на утверждение: «Мог ли Петр I быть спасителем России, если был труслив и бездарен как военачальник? Это проявилось в 1689 году, когда он бежит из Преображенского. Петр бросил свою армию под Нарвой в 1700 году. Война с Турцией 1711 года – венец полководческой безграмотности Петра». 3 группа: Формируют свою точку зрения на утверждение: «Преобразования Петра – это миф, все уже было сделано в России до него». 4 группа: Формируют свою точку зрения на утверждение: «Император вообще ничем не руководил, а только суетился». |
Формируют умения систематизировать, обобщать историческую информацию для ответа на проблемный вопрос, для составления характеристики исторической личности. | Отвечают на проблемные вопросы по тексту документа, на вопросы от других микрогрупп, используя речевые формулы, делают вывод. Представляют свою позицию, используя различные речевые средства. | Формируют способности излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и, сопоставляя с художественными текстами или сравнивая, выражают свои чувства, передавать в своих эмоциях отношение к исторической личности Петра Великого. | В ходе выступлений и ответов на проблемные вопросы обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль понимания и выполнения задания, корректируют свои ответы в соответствии с планом урока и заданиями учителя. | Принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результатам выступлений. |
4-й этап. Подведение итогов работы | ||||||
Оценивает результаты обсуждения проблемы, подводит итоги урока. Проводит рефлексию деятельности учащихся.
Предлагает записать домашнее задание. Д/з: написать эссе «Мое отношение к деятельности Петра I»; написать письмо Петру I с рассуждением о его деятельности; создать презентацию или видеоролик на тему «Итоги и значение петровских преобразований», «Петр I – первый русский интеллигент или первый русский нигилист?»
|
Выбирают одну из предложенных точек зрения для оценки деятельности Петра I и оценивают свою работу в листах самооценки. | Осуществляют самооценку своих действий и уровня знаний в листах самооценки, оценивают деятельность других микрогрупп по критериям. | Используют речевые формулы для рефлексии своих действий. | Самостоятельно выбирают определение для оценки урока, обсуждают оценку деятельности других микрогрупп по критериям. | Проводят самооценку, рефлексию своей работы в ходе урока, работы других микрогрупп. | Формируют положительную самооценку, уважительное отношение к мнению других участников урока. |