Готовим руку к чтению и письму по Брайлю
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Ирина Васильевна Зинова | Начальные классы | - класс | Статьи | 659 |
|
Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа. Для восприятия шрифта Брайля прежде всего необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением. На данном этапе подготовительной работы предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля.
Чтобы овладение письмом прошло легче, можно использовать ряд упражнений, с помощью которых вы можете подготовить его руку к овладению этим важнейшим навыком.
1.Захват
ладонью:
- сжимать резиновые игрушки
- сжимать пластилин / глину
- вынимать игрушки из коробки
- рисовать
- поднимать шипастые мячики
- сыпать песок из кулачка
- пользоваться формочками для печенья
- пользоваться дыроколом
- собирать крупный конструктор
пальцами:
- нанизывать бусины
- держать и резать бумагу ножницами
- рисовать мелками или кисточкой
- пользоваться клеем-карандашом
- отщипывать кусочки пластилина
- собирать мозаику из деталей-гвоздиков
- строить башни из кубиков
- подбирать мелкие предметы
- переворачивать страницы в книге
- пользоваться пинцетом
- плести из бумажных полос
- вкладывать фигурки в игрушку-сортёр (т.е. сортировать предметы по какому-либо признаку)
- сортировать и перекладывать мелкие предметы
- застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки и молнии (на себе)
большим и указательным пальцами:
- лопать пузырчатую упаковку
- подбирать бусины
- завязывать бантик
- пользоваться канцелярскими кнопками
- играть со шнуровками
- нанизывать мелкие бусины
- собирать мозаику
- пользоваться прищепками
- пользоваться пипеткой
- заводить ключиком механические игрушки
- проталкивать монетки в копилку
- Разжатие руки:
- отдавать игрушки по просьбе
- собирать пирамидки, матрёшки, и т.д.
- сортировать предметы
- складывать игрушки в коробку
также все упражнения из секции «захват» подразумевают разжатие руки и отпускание предмета
3. Вращательное движение запястья:
- закручивать гайки
- скручивать проволоку
- крутить ручку настройки на радиоприёмнике
- открывать банки и бутылки с завинчивающимися крышками
- открывать и закрывать краны (типа «барашки») с водой
- заводить механические игрушки, музыкальные шкатулки
- поворачивать дверные ручки
- зачерпывать совком песок, крупу, фасоль и т.д.
- рисовать пальчиковыми красками
- находить игрушки, закопанные в песке, в сухой фасоли, крупе и т.д.
- разворачивать конфеты в фантиках
- переливать воду из одной ёмкости в другую
- Изолированные движения пальцев:
- делать отпечатки пальцев в пластилине или глине
- нажимать клавиши
- нажимать кнопки на блендере, тостере и другой кухонной технике
- играть на музыкальных инструментах
- набирать номер на телефоне
- прикалывать кнопки к пробковой доске
- обводить трафареты пальцем
- Движения двумя рукамиПочти все эти упражнения предполагают, что одной рукой ребёнок будет держать предмет, а другой что-то с ним делать, что особенно сложно для незрячих и слабовидящих детей.
- нанизывать бусины
- отматывать липкую ленту
- рвать бумагу
- открывать и закрывать банки с завинчивающимися крышками
- резать бумагу ножницами
- пользоваться дыроколом
- пользоваться наждачной бумагой
- проводить прямые линии по линейке
- одной рукой держать контейнер, а другой что-нибудь в него складывать
- держать в одной руке куклу и причёсывать или кормить её другой рукой
- собирать конструктор «Лего»
- рисовать пальчиковыми красками (двумя руками)
- лепить из пластилина колбаски и шарики
- пользоваться канцелярскими скрепками
- обводить по трафарету
- пользоваться степлером
- придерживать миску и размешивать содержимое ложкой
- Развитие силы рук и пальцев
- мять бумагу
- пользоваться прищепками
- лепить из пластилина
- выдавливать клей из бутылки
- пользоваться степлером
- раскатывать тесто скалкой
- пользоваться дыроколом
- забивать гвозди
- собирать и разбирать «Лего» и другие конструкторы такого типа
- сжимать теннисный мяч
- отжимать губку
Упражнения для подготовки к чтению по Брайлю
- вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пробелов
- вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов без пробелов
- вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками
- вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками
- вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пустых строк
- вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из разных брайлевских символов без пустых строк