Методическая разработка по окружающему миру в 4 классе по теме»Наши ближайшие соседи»
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Анна Георгиевна Юферева | - | - класс | - | 1 820 |
|
Методическая разработка урока 4-в класса по окружающему миру
Тема « Наши ближайшие соседи»
Цель: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.
Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.
Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.
Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.
Оборудование: политическая карта мира; презентация о странах — соседях России.
Ход урока
I. Организационный момент
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.
— Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.
II. Самоопределение к деятельности
Беседа
— Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой? (Соседями)
— Кого мы еще называем соседом?
— А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? (Да)
—Сегодня на уроке будем говорить о странах — соседях России.
— Почему мы называем их соседями? (У нас общая граница, мы живем рядом.)
— Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами — физическую или политическую? (Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.)
– Кто покажет на карте границу России?
– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.
Просмотр видео о странах — соседях России
III. Работа по теме урока
1. Путешествие. Работа с картой.
По ходу путешествия по карте заполняется табличка в рабочей тетради с. 63, маршрутный лист (Приложение №1), а учащимися-экскурсоводами рассказываются интересные факты о странах (Приложение №2)
Страны Прибалтики
Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.
— Найдите и покажите их на карте.
— Назовите столицы эти государств.
— Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
(Эстония, Латвия, Литва.)
— Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс.)
— Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва.)
— Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша.)
— Назовите ее столицу. (Варшава.)
(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Прибалтийских странах.)
— Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией. (Норвегия.)
— Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Финляндия.)
Белоруссия и Украина
— В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? (В Белоруссию и Украину.)
— Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев.)
(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Белоруссии и Украине.)
Южные и юго-восточные соседи
— Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. (Ответ. Абхазия — Сухум, Южная Осетия — Цхинвал, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан- Батор, Китай — Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, — Пхеньян.)
— Какие страны располагаются между Черным и Каспийским мерями? Найдите их на карте. (Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан.)
— В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан.)
— Назовите столицу Казахстана. (Астана.)
— В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.)
— Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор.)
— Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай.)
— Назовите столицу Китая. (Пекин.)
— Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей.)
(Учитель показывает слайды, видеофильмы о южных и юго-восточных странах-соседях.)
«Морские соседи»
— Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?
— Покажите их на карте. (Япония, США.)
(Учитель показывает слайды, видеофильмы о странах. Ученик готовит устное сообщение о Японии и выступает с ним (см. дополнительный материал к уроку).)
2. Проверка таблицы в рабочей тетради стр. 63
Ответ. Норвегия — Осло, Финляндия — Хельсинки, Эстония — Таллин, Латвия — Рига, Литва — Вильнюс, Польша — Варшава, Белоруссия — Минск, Украина — Киев, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан-Батор, Китай — Пекин, Северная Корея — Пхеньян.
IV. Музыкальная физкультминутка «Мы попрыгаем»
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Покажи страну»
Учитель называет страну-соседа, а учащиеся по цепочке находят ее на карте и показывают остальным.
2. 3адание по карточке «Лишние страны»
— Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт
В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.
Имеют общую границу с Россией
Не имеют общей границы с Россией
Индия
Литва
Грузия
Азербайджан
Абхазия
Украина
Польша
Турция
Финляндия
Норвегия
Эстония
Белоруссия
Франция
Южная Осетия
Латвия
Египет
— Какие результаты вы получили?
3. Самостоятельная работа тетрадь с.62 №1
Пронумеруйте в рабочей тетради страны, которые граничат с Россией.
(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)
VI. Рефлексия
Беседа
— Что нового вы узнали?
— Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами?
VII. Подведение итогов урока
— В какой стране вам захотелось побывать? Почему?
Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.
-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?
-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.
Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.
VIII. Оценивание
• Теперь я знаю…
• Было трудно…
• Я буду искать информацию об этом в …
• На уроке у меня получилось…
— Молодцы, большинство из вас довольно своей работой. Вы сегодня действительно хорошо потрудились.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 100—104, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 104.
2. Рабочая тетрадь: № 3,4 (с. 64-65).
3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о стране северной Европы.