Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Мастер класс

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Анна Георгиевна Юферева класс 462

                                ГОАОУ «ЦОРиО»

 

 

 

 

 

 

Мастер класс

«Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы, формирующие активную позицию слабовидящего ребёнка с ЗПР на уроке литературного чтения».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов высшей категории: Юферев А.Г.

 

 

 

 

2018г.

Липецк

Приёмы, формирующие активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошколных игровых интересов. Понятие «задержка» подчёркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития данной категории.

Характерные особенности детей

  • снижение работоспособности;
  • повышенная истощаемость;
  • неустойчивое внимание;
  • своеобразное поведение;
  • недостаточность произвольной памяти;
  • отставание в развитии мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • бедный словарный запас слов;
  • низкий навык самоконтроля;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • слабая техника чтения;
  • трудности в счёте и решении задач по математике.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционно-развивающая работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.

  1. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР:

— индивидуальный подход;

— сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;

— повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

— постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

— использование многократных указаний, упражнений;

— проявление большого такта со стороны учителя;

— использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;

— поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

— использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Я обучаю слабовидящих детей с ЗПР  в 4 дополнительном классе, вариант 4.2. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ (ЗПР) пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся.

Эти дети имеют сложную патологию (ЗПР + нарушение зрения).  Обучающиеся с задержкой психического развития имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые  должен учитывать учитель. Для коррекции слабоустойчивого, отвлекаемого внимания  использую следующие приемы:

— предъявляю объекты яркой красочной формы;

-смена видов деятельности;

— проведение физкультминуток;

-посильность предлагаемого материала;

-четкая дозировка ( не более 20% новизны).

Для коррекции внимания ( при слабой концентрации внимания) следующие приемы:

— особое внимание уделяю посильному объему текста;

— подбираю материал с личным опытом обучающегося;

-провожу предварительную работу, способствующую пониманию предлагаемого материала.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе использую современные образовательные технологии (информационно – коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие технологии, технологии творческих мастерских (мини-проекты), интегрированные и традиционные технологии).

Чтобы новые знания прочно усвоились, привязываем их к старым, знакомым, которые вспоминаются перед объяснением. Основными принципами построения урока являются многократное повторение, частая смена деятельности и медленный темп.

 

Приведу пример урока литературного чтения на тему «А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в 4  классе.

Традиционно начинаем урок с организационного момента, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.

Основной задачей коррекционно-развивающего обучения является развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка звука, развитие фонематических представлений и овладение навыками звукового анализа, а затем подготовка к осознанному обучению, формирование навыков чтения и письма и автоматизация навыков чтения и развития речи.

В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на результат чтения. Вот такие упражнения я использую в работе по совершенствованию навыков чтения:

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2- 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Проектная деятельность

Для детей с ЗПР исследовательская деятельность очень важна, т. к. ребёнок проявляет себя, самореализуется. Основная цель исследовательской деятельности учащихся – это формирование познавательной активности. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Ученики  класса подготовили доклады о жизни А.С. Пушкина. (Видео 4.38 – 13.55)  Вы сейчас просмотрите фрагмент урока, в котором увидите исследовательскую деятельность обучающихся, выразительное чтение, даже чтение по желанию стихотворения наизусть, динамическую паузу, работа с деформированным предложением, пословицей и вспоминаем старый материал (народные и авторские сказки).

 

Работа в паре

Карточки с заданиями  разрабатываю с учётом цветовой гаммы, оптимальной для восприятия слабовидящих детей: например, обучающиеся с глаукомой лучше воспринимают текст на сине-голубом фоне, с миопией – на жёлтом, оранжевом фоне.

Ученики получают задание — определить из перечисленных учителем сказок какие из них являются авторскими, а какими народными. Один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

И обязательно учитель вместе с учениками проверяют правильность выполнения задания.

 

Здоровьесберегающие технологии

Для повышения мотивации к обучению использую здоровьесберегающие и игровые технологии:

— здоровьесберегающие технологии улучшают психологический климат на уроке, учитывает физиологические и психические особенности детей с ЗПР;

— обязательно включаю в урок зарядку — релаксацию, цель которой снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение;

—  использую пальчиковые игры, гимнастику для глаз, дыхательные упражнения;

— на уроках обращаю внимание на закономерности динамики работоспособности обучающихся, при признаках переутомления снижаю нагрузку, даю посильные задания, тем самым создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка.

 

Игра «Угадай сказки А.С. Пушкина»

 

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым ученикам принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.

Мною на всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают”. Проводить игру можно на разных этапах урока.

 

Название темы урока

Тему урока формулируют сами обучающиеся (учитель подводит учеников к осознанию темы).

Для того чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что обучающиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому  необходимо первично читать текст учителю. Важную роль в речевом  развитии  детей  имеет  внимательное  отношение учителя к речи обучающихся. Образцом правильной, ясной, точной,  содержательной речи  должна  быть  речь  учителя.  Поэтому  тщательно  готовлюсь  к  уроку, продумываю  ход  изложения  материала,  вопросы  к  ученикам,  работаю   над точностью  формулировок.  Контролирую  речь  учеников,  исправляю   недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов.

Словарная работа является  ведущим  направлением  в  развитии  речевой деятельности обучающихся, и  наиболее  распространённым  приёмом  –  объяснение детям незнакомых слов. Значение незнакомых слов  разбираются во время чтения учителя. К объяснению привлекаются сами ученики.

Сейчас вы просмотрите ещё один фрагмент урока, в котором ученики называют тему. Чтение по цепочке, гимнастика для глаз. Вопросы по прочитанному на внимательность. Нахождение в тексте описание героя. Итог урока. Рефлексия. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Заканчиваю урок с просмотра художественной литературы предоставленной библиотекарями, с которыми тесно сотрудничаем.

 

Одна из главных задач учителя – это активное включение обучающихся в познавательный процесс, реализуемый на уровне своих возможностей и способностей каждого ребёнка.

Спасибо за внимание!