Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Адаптация дошкольников с РАС в условиях детского сада.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Юлия Михайловна Бондарева Другое Детский сад класс Доклады 1 773

Адаптация дошкольников с РАС в условиях детского сада.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания.

Адаптация:

Физиологическая

  • Режим дня
  • Характер питания
  • Температурный режим
  • Бытовые условия

Социальная

  • Изоляция от близких
  • Норма социального поведения
  • Изменение круга общения

Адаптационный период.

Медикаментозная помощь. Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения

Психологическая. Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. тревоги, страхов.

Педагогическая. Адаптация к новым условиям; Формирование навыков самообслуживания Взаимодействие ребенка и взрослого; Логопедическая .Тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек.

Для более успешного прохождения периода адаптации аутичным ребенком в детском саду созданы специальные образовательные условия:

  • Адаптированная среда
  • Малокомплектные группы
  • Адаптированные образовательные программы
  • Адаптированные (специальные) методы обучения
  • Специальное дидактическое оснащение
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение
  • Коррекционные занятия

Создание условий для работы с детьми – это только начало педагогической деятельности, необходим профессиональный коллектив педагогов, который будет работать в одном направлении над гармоничным и целостным развитием ребёнка. Оно состоит из следующих компонентов.

1.Развитие сенсорной системы.

2.Развитие моторики.

3.Когнитивное развитие.

4.Развитие эмоциональной сферы.

5.Развитие речи.

6.Развитие игровой деятельности.

7.Развитие коммуникаций.

Это будет способствовать всестороннему развитию ребёнка с расстройством аутистического спектра как личности. Задача эта сложная, долгая, требующая больших знаний, опыта, терпения в работе и умения принять и понять этих детей.

Что же нам может помочь? Это беседа с родителями, изучение медицинской документации и, конечно, наблюдение за ребёнком, личный опыт общения с ребёнком и огромное терпение. У воспитателей группы для этого больше возможностей, но обязательно подключаются педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель — логопед .Таким образом, в ходе адаптации ребенка с РАС важно взаимодействие всех специалистов – участников коррекционно-образовательного процесса.

Наблюдаем за ребёнком в течение нескольких дней. Сначала наблюдаем пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещение по комнате, после пассивного наблюдения пытаемся стать более активным наблюдателем. Обращаем внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, смотрим, какие предметы его притягивают. После этого делаем попытку эмоционального контакта. Чтобы он был успешным, нужно постараться организовать ситуацию общения так,  чтобы она была для ребёнка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала для него недоступных форм взаимодействия. Если мы чувствуем, что ребёнок привык немного к общению с нами и заинтересован в нем, можно попробовать предложить ему общаться уже напрямую, используя совместную игру. Если ребёнок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Здесь наша задача — попытаться расширить игру. Можно попытаться сесть рядом, и из своих игрушек складывать точно такие же ряды и пространственные структуры, стараясь привлечь внимание ребёнка к себе, заинтересовать его. Но на этих «бессмысленных играх» лучше надолго не останавливаться. Через пару занятий надо добавить к своему ряду какой-нибудь примитивный сюжет. Во время игры сначала сидим на некотором отдалении от ребёнка, затем, едва соприкасаясь с ним рукой или ногой, с каждым разом пробуем увеличить время и площадь соприкосновения. При этом игра становится всё более эмоционально насыщенной. Мы постоянно обращаемся к ребёнку с призывом разделить радость. Надо иметь ввиду, что невозможно заинтересовать ребёнка игрой, если мы сами не почувствуем удовольствия от неё.

Главным условием адаптации детей с РАС является наше сострадание и любовь к ним. Но сострадание, выраженное не жалостью, а желанием помочь ребёнку осознать  свои возможности и развить свои способности.