Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Предметно-развивающая среда светлой сенсорной комнаты

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Оксана Владимировна Соколова Коррекционные дисциплины Детский сад класс Доклады 635

Среда светлой сенсорной комнаты ― это специальным образом организованная среда для взаимодействия ребенка с полифункциональным модульным оборудованием при дневном свете или при ярком (полном) освещении. В такой комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Это оборудование позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде. В ней не должно быть опасных, твердых предметов, всего того, что может «сковывать» движения ребенка.

Наряду с этим, светлая сенсорная комната может быть представлена в одном из вариантов, который условно может быть назван ― комната сенсомоторного развития. В определенной мере это соотносится с современным понятием среды для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также коррекции их нарушений у детей с проблемами в сенсомоторном развитии. Это среда для взаимодействия, где физическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения доступной детям этого возраста сложности.

Полифункциональная среда светлой сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и педагогом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу.

В среде светлой сенсорной комнаты мы рекомендуем организовывать образовательную деятельность с детьми 2-3 раза в неделю по 20-25 минут, чередуя совместную деятельность детей со взрослыми и самостоятельные игры детей. Игровое взаимодействие детей со взрослыми в этой среде могут проводиться и ежедневно, для этого используется, например, такое полифункциональное оборудование, как сенсорная тропа, сухой (шариковый) бассейн, полифункциональные наборы «Гномик», «Радуга», наборы мягких модулей «Горка», «Ромашка», «Островок», игровые модули «Улитка», коврики «Топ-топ», игровая дорожка, детская дорожка «Гофр» со следочками и многое другое. Систематические занятия в среде светлой сенсорной комнаты полезны для физического, сенсорно-перцептивного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, они стимулируют общее физическое и интеллектуальное развитие детей, способствуют преодолению речевого негативизма. Таким образом, они значимы для активизации всех линий развития ребенка (по Л.С. Выготскому).

Регулярность, систематичность и постепенность занятий в сенсорных комнатах с использованием полифункционального интерактивного оборудования очень важны для достижения положительного результата.

Темпы овладения различными умениями у детей различны (например, сначала ребенок учится действовать с тем или иным модулем, панно и т.п., выделять его из ряда других на основе зрительного, слухового восприятия по слову взрослого и только потом — самостоятельно называть его и работать с ним).

При планировании занятий в сенсорных комнатах нужно соблюдать четкую последовательность и поэтапность, дозировать информацию, не перегружать ребенка новыми сведениями и впечатлениями, усложнять и расширять объем знаний постепенно. Одно и то же полифункциональное интерактивное оборудование и сопутствующий им дидактический материал может использоваться в самых разнообразных заданиях и с совершенно разными целями.

Для того чтобы приобретенные представления, умения взаимодействовать с модульным оборудованием закрепилось в опыте ребенка, необходимо неоднократно повторить способы взаимодействия с ним, причем постараться внести в каждое повторение что-то новое, чтобы интерес ребенка к занятиям с ним не снижался. Тогда усвоенное с помощью взрослого действие с модулями, интерактивным оборудованием, умения, названия и словесное сопровождение действий ребенок с удовольствием многократно повторяет.

Остановимся на таком важном моменте, как сочетание наглядности со словом. Все игровое модульное оборудование, которое предлагается ребенку для взаимодействия, необходимо сопровождать доступным возрасту словесным пояснением. Постепенно, при регулярном повторении и показе действий с модульным оборудованием у него сформируется связь между предметом и словом, его обозначающим (сначала ребенок учится выделять предмет по слову, искать и показывать по просьбе взрослого, а затем произносит его название самостоятельно). Без пояснения и объяснения взрослого слепому ребенку дошкольного возраста трудно освоиться в среде сенсорных комнат и получить верное представление об окружающем. Слово взрослого необходимо для расширения и уточнения тех сведений, которые ребенок получил в ходе взаимодействия с автодидактическим материалом, каковым является полифункциональное интерактивное оборудование, предлагаемое для использования в ходе занятий в сенсорных комнатах. Речь взрослого помогает также сосредоточиться и направить внимание ребенка в нужное русло, побудить к действию.

Для того чтобы лучше узнать игровое оборудование (игровые модули, панно, светильники и многое другое, представленное в сенсорных комнатах), ребенок должен его всесторонне изучить — осмотреть, ощупать, совершить с ним те или иные манипуляции. Особенно это касается качеств предметов и накопления прилагательных в речи (например, круглый шарик из сухого бассейна, мягкие подушечки коврика «Топ-топ», желтая уточка из набора «Веселый зоопарк» и т.д.).

Для слепых детей младшего дошкольного возраста характерна слабость нервных процессов и быстрая утомляемость, поэтому необходимо часто менять виды деятельности в сенсорных комнатах, чередовать умственную, речевую и двигательную активность детей во время занятий и игр с полифункциональным интерактивным оборудованием.

Организованная образовательная деятельность детей в сенсорной комнате может быть как основным, так и дополнительным психолого-педагогическим и лечебным средством, в зависимости от того, какая задача выдвигается на первый план. Например, при детском церебральном параличе для восстановления двигательной функции основным является лечебная физкультура, занятия же в сенсорной комнате дополняют их, помогая снять психоэмоциональное напряжение, уменьшить мышечную спастику и т.п. А вот при нарушениях зрительно-моторной координации, тонкой моторики занятия в сенсорной комнате становятся основным, а массаж — дополнительным средством коррекционной работы.

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:

  1. Релаксационный блок.

       Пуфик-кресло с гранулами — удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Детская подушечка с гранулами — небольшая подушка, с помощью которой ребенок может принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие подушечку, способствуют мягкой тактильной стимуляции. Подушечку приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание ребенка.

Трапеция с гранулами — подушка в форме небольшой горки, является прекрасным дополнением к классическим подушечкам и пуфикам, наполненным полистирольными гранулами. С помощью трапеции вы сможете принять удобную позу, подложив её под голову или ноги. Её можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

       Музыкальное кресло-подушка — удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, благодаря которым в нем удобно сидеть и лежать. Встроенные в кресло колонки от музыкального центра создают вибрацию, как бы проникающую в тело. Музыка в сочетании с приятной вибрацией, исходящей из глубин кресла, обладает огромным терапевтическим эффектом, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность и нормализует циркуляцию крови. Кресло предоставляет идеальную возможность почувствовать массаж всем телом. Уровень вибрации можно регулировать по усмотрению специалиста через регулятор громкости. В комплекте с музыкальным креслом-подушкой поставляется музыкальный центр.

  1. Активизирующий блок:

Сенсорная тропа — дорожка из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной ткани с разными наполнителями. Ходьба по «кочкам»-мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках. Все съемные элементы легко моются.

Панно «Ежик». На панно из ковролина с помощью липучек размещены различные по форме, цвету, материалу и фактуре детали. Ощупывая и переставляя их, ребенок учится различать свойства предмета, их цвет, форму. Вы можете легко придумать игровой сюжет, что очень важно для занятий с детьми дошкольного возраста. Активно используя для изучения глаза и руки, дети развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность пальцев, осваивают различные виды захвата кистью.

Детское панно «Кривое зеркало» — это изогнутое зеркало вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Двигаясь, меняя положение, ребенок видит, как меняются комната и размеры отдельных частей его тела: головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д. И если обычное зеркало отражает все как есть, то кривое зеркало искажает порой все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности.

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация и развитие устной речи.

  1. Общеоздоровительный блок.

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэроионопрофилактики и другое оборудование.

Гимнастика на мячах способствует развитию у детей двигательной координации и выносливости, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, гармоничной тренировке основных групп мышц, создает оптимальные условия для правильного положения туловища. Мячи позволяют тренировать даже те специфические группы мышц, которые не «работают» при выполнении других видов упражнений.

Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.

Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха.