Подарки осени
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Оксана Владимировна Соколова | Коррекционные дисциплины | Детский сад класс | Конспекты | 437 |
Цель: формирование представлений об окружающем мире на основе работы с природным материалом.
Задачи:
- Формирование и закрепление понятия об объёмной и плоской форме предметов;
- Формирование и развитие умения соотносить объёмную форму реального объекта с его плоскостным изображением;
- Формирование навыков работы с тифлоприборами;
- Расширение кругозора ребёнка с ОВЗ.
Методические приёмы:
- беседа,
- дидактическая игра,
- тактильная гимнастика, дыхательная гимнастика,
- рисование по трафарету.
Оборудование и материалы:
- Плоды и семена: каштан, жёлудь, фасоль, семя тыквы, шишки еловая и сосновая;
- Эталоны формы шара и эллипсоида из набора геометрических фигур;
- Круг и овал из бархатного картона 2-х размеров (по размеру эталонов объёмных фигур и по размеру контура трафарета);
- Мячик с шипами и 2 шероховатые дощечки для тактильной гимнастики;
- Тифлоприборы (резинка, прищепка для бумаги, грифель, брайлевская бумага) и 2 трафарета разного размера.
Содержание занятия:
- Введение
Предлагаю ребёнку отгадать загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают,
— Что за время года? – спросим.
Знаем точно: это … (осень)
Беседа:
- Что созревает осенью в садах? (фрукты)
в огородах? (овощи)
на деревьях и кустарниках? (плоды и семена)
- Какие плоды деревьев ты знаешь? (каштан, жёлудь)
- Какие семена ты знаешь? (фасоль, тыква)
- Какие шишки ты знаешь? (еловая и сосновая)
- Основная часть
- Дидактическая игра «Умные пальчики»
Тактильная гимнастика (потереть ладошки, покатать мячик, «пошуршать» пальчиками по дощечкам).
Определяем с помощью осязания плоды и семена (каштан, жёлудь, фасоль, тыква, шишка еловая, шишка сосновая).
Если у ребёнка есть остаточное зрение, предлагаю ему сначала определить все объекты с маской на глазах (по желанию). Затем предлагаю рассмотреть объекты с помощью зрения и дать характеристику по алгоритму:
- форма (шар или эллипсоид);
- размер (большой или маленький, больше или меньше);
- цвет (тёмно-коричневый или светло-коричневый);
- плотность, вес (тяжёлый или лёгкий);
- характер поверхности (гладкий или шершавый);
- температурные особенности (тёплый или холодный);
- звук при падении или постукивании (громкий, звонкий или тихий, глухой).
- Дидактическая игра «Сравни и назови»
Даю для определения и дальнейшей работы эталоны формы шара и эллипсоида из набора геометрических фигур. Предлагаю подобрать объекты, по форме похожие на шар (каштан, сосновая шишка) и на эллипсоид (жёлудь, еловая шишка). Сравниваем объекты по размеру.
- Физкультминутка «Солнышко»
Предлагаю ребёнку повернуться лицом к окну.
- выполнить дыхательные упражнения;
- вытянуть руки ладонями вверх, покачать солнышко на ладошках, затем погладить солнышко ладошками, покатать его в ладошках, спрятать солнышко в животик и погреть его;
- снова выполнить дыхательные упражнения;
- наклониться, поболтать руками (потрогать травку) и головой (понюхать цветочки), медленно выпрямиться.
Упражнение «Черепашка»: опустить голову к груди, поднять плечи и покрутить головой. Затем медленно поднять голову, опустить плечи, вытянуть шею, расслабиться.
- Работа с трафаретом
- Найди круг и овал;
- Подбери контур трафарета по форме каштана и жёлудя;
- Подбери контур трафарета по размеру каштана и жёлудя.
- Рисование по трафаретам
- Выполнение рисунка с помощью грифеля;
- Прослеживание контура на рисунке;
- Какая плоская форма соответствует рисунку каштана? жёлудя?
- Вкладывание круга и овала в контурный рисунок;
- Вкладывание объектов в контурный рисунок.
- Заключительная часть
Рефлексия
Что тебе понравилось и/или не понравилось на занятии?