Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Монтессори-материалы в коррекционно-развивающей работе с незрячими дошкольниками

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Оксана Владимировна Соколова Коррекционные дисциплины Детский сад класс Доклады 1 003

Цель: использование пособий Монтессори в работе с незрячими дошкольниками.

Задачи:

  • Знакомство с Монтессори-материалами как частью развивающей среды;
  • изучение методических приёмов использования пособий Монтессори на коррекционно-развивающих занятиях с незрячими детьми разного возраста;

Методические приёмы:

  • беседа,
  • дидактическая игра,
  • придумывание познавательных игр.

Оборудование и материалы:

  • розовая башня,
  • коричневая лестница,
  • блоки цилиндров,
  • тактильные дощечки,
  • цветные таблички,
  • шумовые цилиндры,
  • геометрические тела,
  • весовые таблички,
  • лоскутки.

 

Ход работы.

  1. Теоретическая часть.

Один из основных принципов Монтессори-педагогики – принцип предметности в учении. Согласно этому принципу, ребёнку, особенно незрячему, необходима постоянная опора на мануальную деятельность. В этом большую помощь оказывают автодидактические пособия, дающие ребёнку возможность самостоятельно контролировать ошибки и исправлять их.

В процессе такой деятельности дети развивают волю, терпение, наблюдательность, самодисциплину. В процессе самостоятельной деятельности ребёнок становится уверенным в своих силах, адекватным в самооценке.

Педагог:

  • наблюдает за ребёнком и оказывает ему помощь в нужный момент;
  • показывает способ рациональной деятельности с материалом и способ контроля ошибок;
  • предлагает ребёнку материал, ориентированный на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребёнка.

В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают новыми способами предметно-познавательной деятельности. Например, для определения свойств предмета применяются приёмы: встряхивание, прикосновение, удар, проведение кончиками пальцев, взвешивание на ладони, сопоставление друг с другом.

 

  1. Монтессори-материалы.

«Тактильные дощечки».

Помогают формировать у детей понятия «гладкий-шершавый», развивают осязательные возможности, формируют способности пространственной ориентировки, развивают навыки сравнения и анализа.

«Цветные таблички».

Подходят для детей с остаточным зрением с сохранной функцией цветоразличения и частично для детей, имеющих способности к «кожному зрению» (различению эталонных цветов с помощью осязания). Помогают формировать навыки сериации по цветовой насыщенности.

«Блоки цилиндров».

Помогают формировать понятие «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый». Развивают навыки сериации по 1, 2, 3 признакам. Формируют, развивают и закрепляют навыки прямого и обратного счёта.

«Геометрические тела».

Формируют понятия об объёмной форме предметов, развивают навыки анализа, синтеза, сравнения, логического мышления, конструктивной деятельности.

«Шумовые цилиндры».

Развивают слуховое восприятие детей, способности сравнения и анализа.

«Весовые таблички».

Способствуют развитию барического чувства, формируют навыки сравнения и анализа, а при объединении в пары – обобщения.

«Лоскутки».

Развивают тактильно-осязательные способности, помогают сравнивать и анализировать.

«Розовая башня».

Помогает формировать понятия «больше-меньше», «выше-ниже». Развивают тактильно-осязательный анализатор, координацию и моторику.

«Коричневая лестница».

Формирует понятия «толстый-тонкий», «толще-тоньше», развивает навыки сравнения, анализа, развивает координацию и моторику рук, способствует развитию конструктивной деятельности и творческой фантазии.

  1. Методические рекомендации по работе с Монтессори-материалами.