Монтессори-материалы в коррекционно-развивающей работе с незрячими дошкольниками
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Оксана Владимировна Соколова | Коррекционные дисциплины | Детский сад класс | Доклады | 1 003 |
Цель: использование пособий Монтессори в работе с незрячими дошкольниками.
Задачи:
- Знакомство с Монтессори-материалами как частью развивающей среды;
- изучение методических приёмов использования пособий Монтессори на коррекционно-развивающих занятиях с незрячими детьми разного возраста;
Методические приёмы:
- беседа,
- дидактическая игра,
- придумывание познавательных игр.
Оборудование и материалы:
- розовая башня,
- коричневая лестница,
- блоки цилиндров,
- тактильные дощечки,
- цветные таблички,
- шумовые цилиндры,
- геометрические тела,
- весовые таблички,
- лоскутки.
Ход работы.
- Теоретическая часть.
Один из основных принципов Монтессори-педагогики – принцип предметности в учении. Согласно этому принципу, ребёнку, особенно незрячему, необходима постоянная опора на мануальную деятельность. В этом большую помощь оказывают автодидактические пособия, дающие ребёнку возможность самостоятельно контролировать ошибки и исправлять их.
В процессе такой деятельности дети развивают волю, терпение, наблюдательность, самодисциплину. В процессе самостоятельной деятельности ребёнок становится уверенным в своих силах, адекватным в самооценке.
Педагог:
- наблюдает за ребёнком и оказывает ему помощь в нужный момент;
- показывает способ рациональной деятельности с материалом и способ контроля ошибок;
- предлагает ребёнку материал, ориентированный на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребёнка.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают новыми способами предметно-познавательной деятельности. Например, для определения свойств предмета применяются приёмы: встряхивание, прикосновение, удар, проведение кончиками пальцев, взвешивание на ладони, сопоставление друг с другом.
- Монтессори-материалы.
«Тактильные дощечки».
Помогают формировать у детей понятия «гладкий-шершавый», развивают осязательные возможности, формируют способности пространственной ориентировки, развивают навыки сравнения и анализа.
«Цветные таблички».
Подходят для детей с остаточным зрением с сохранной функцией цветоразличения и частично для детей, имеющих способности к «кожному зрению» (различению эталонных цветов с помощью осязания). Помогают формировать навыки сериации по цветовой насыщенности.
«Блоки цилиндров».
Помогают формировать понятие «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый». Развивают навыки сериации по 1, 2, 3 признакам. Формируют, развивают и закрепляют навыки прямого и обратного счёта.
«Геометрические тела».
Формируют понятия об объёмной форме предметов, развивают навыки анализа, синтеза, сравнения, логического мышления, конструктивной деятельности.
«Шумовые цилиндры».
Развивают слуховое восприятие детей, способности сравнения и анализа.
«Весовые таблички».
Способствуют развитию барического чувства, формируют навыки сравнения и анализа, а при объединении в пары – обобщения.
«Лоскутки».
Развивают тактильно-осязательные способности, помогают сравнивать и анализировать.
«Розовая башня».
Помогает формировать понятия «больше-меньше», «выше-ниже». Развивают тактильно-осязательный анализатор, координацию и моторику.
«Коричневая лестница».
Формирует понятия «толстый-тонкий», «толще-тоньше», развивает навыки сравнения, анализа, развивает координацию и моторику рук, способствует развитию конструктивной деятельности и творческой фантазии.
- Методические рекомендации по работе с Монтессори-материалами.