Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Особенности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с РАС.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Нина Анатольевна Федотова Другое Детский сад класс Доклады 2 048

Специальные образовательные условия.

  1. Адаптированная среда.
  2. Малокомплектные группы.
  3. Адаптированные образовательные программы.
  4. Адаптированные (специальные) методы обучения.
  5. Специальное дидактическое оснащение.
  6. Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение.
  7. Коррекционные занятия.
  8. Взаимодействие с семьёй.

 

Признаки аутизма.

 

Черты обычного ребёнка Характерные черты

ребёнка-аутиста

— Постоянно задаёт вопросы.

— Залезает на горку, на верх дивана.

— Любит играть на детской площадке, когда там много детей.

— Активно привлекает детей в свою игру.

— Любит кошек.

— Разбирает вещи по частям.

— Разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми.

— Любит разноцветные шерстяные свитера.

— Любит громкую музыку.

— Любит играть на барабанах или стучать.

— Требует новых игрушек.

— Постоянно переставляет игрушки и вещи в комнате.

— Пьёт из разных чашек.

 

 

— Не смотрит в глаза.

— Не играет со сверстниками.

— Не испытывает радость.

— Не нуждается в контакте с окружающими.

— Не разговаривает с окружающими.

— Повторяет одни и те же слова или предложения.

— Выполняет одни и те же механические движения.

— Играет только с определёнными игрушками.

— Использует постоянные ритуалы.

— Играет с мелкими игрушками.

— Выстраивает предметы в ряд.

— Общается только с одним членом семьи.

— Общается с одним выбранным взрослым.

— Избирателен в еде.

— Предпочитает еду одного цвета.

— Не любит телесный контакт.

— Избирателен в одежде.

— Часто ходит босиком.

— Плохо спит.

— Играет один.

— Фантазирует.

— Делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами).

— Постоянно намеренно соблюдает определённые правила.

— Сопротивляется переменам.

— Выполняет действия в определённом порядке.

— Совершает действия, приносящие вред ему самому.

— Боится громких звуков, закрывает уши руками.

— Избегает яркого света.

— Нюхает предметы, в том числе и несъедобные.

— Избегает двигательной активности.

— Не переносит прикосновения к себе.

— Боится испачкаться.

— Быстро утомляется.

— Хаотично передвигается по помещению.

 

 

Гармоничное и целостное развитие ребёнка состоит из следующих компонентов:

  1. Развитие сенсорной системы.
  2. Развитие моторики.
  3. Когнитивное развитие.
  4. Развитие эмоциональной сферы.
  5. Развитие речи.
  6. Развитие игровой деятельности.
  7. Развитие коммуникаций.

 

 Правила, которые нужно помнить во время занятий с аутичным ребёнком:

  1. Доносить информацию через схемы, наглядные картинки.
  2. Избегать переутомления.
  3. Чётко организовывать пространство.
  4. Обращаться к ребёнку по имени.
  5. Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.
  6. Осваивать деятельность частями, этапами, а затем объединять в целое.
  7. Использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, другим стимулом).
  8. Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

 

 

Методы работы с детьми-аутистами.

  1. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия).
  2. DIR/Floortime.
  3. Карточки PECS (альтернативная коммуникативная система).
  4. Сенсорная интеграция.
  5. Холдинг-терапия.
  6. Имитация.
  7. Сказкотерапия.
  8. Песочная терапия.
  9. Ипотерапия.

 

Главным коррекционным методом в работе с детьми является сострадание и любовь к детям. Но сострадание, выраженное не жалостью, а желанием помочь ребёнку осознать и развить свои возможности.

 

Как же сделать первый контакт с аутичными детьми. Конечно, первые попытки подобного общения должны проходить без спешки, в спокойных условиях. Ребенку обязательно нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Ребёнка могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и даже излишняя суетливость вокруг него. Сначала ему неприятно даже слишком прямое обращение: окликание по имени, вопросы, предложение игрушки и т.д. Надо просто находиться где-то рядом, держать ребёнка в поле своего зрения и быть очень внимательным к тому, чем заинтересовался ребёнок. Главное не упустить момент, когда ребёнок сделает попытку вступить в контакт.

Нам трудно понять необходимость для ребёнка длительного соблюдения освоенного им стереотипа жизни. Ну почему нельзя пройти к детскому саду другой дорогой, поставить машины в другое место и т.д. (пример с Гришей), переложить одежду на другую полку.

Мы не можем понять, почему он всё время трясёт руками, почему отвергает попытки дать что-то новое, почему нельзя взрослому обнять другого ребёнка – вот вопросы, которые постоянно возникают у нас, взрослых. Иногда кажется, что дети нас специально провоцируют, дразнят.

Постепенно могу сложиться достаточно сложные игровые образы: кормление куклы, прогулка с ней, поход в магазин, укладывание спать. В этих играх мы стараемся поддерживать сенсорной стимуляцией переживание самых простых, но значимых для ребёнка стимуляций. Используя непосредственные сенсорные ощущения мы связываем с ними воспоминания ребёнка и сделаем, таким образом, чтобы впечатления от игры усилились и вписались в контекст нашего игрового занятия.

Часто приходится с такими детьми действовать методом проб и ошибок. Но не надо стараться изо всех сил сразу налаживать контакт с ребёнком. Он обязательно произойдёт, потому что ребёнок хочет этого, как и мы. Главное – не торопиться и не навязываться. Можно изредка бросать на ребёнка взгляд, улыбаться ему, и ребёнок может подойти к вам, после этого откликнуться, взять ребёнка за руку, но спугнуть, всё надо делать дозированно и больше исходить от ребёнка, а не от себя на первом этапе общения.

Иногда поведение…

Всему есть причина. Если ребёнок, прежде спокойно игравший, вскочил и начал кричать, что-то бросать,- значит, тому есть причина – привлечь внимание взрослого, сообщить об усталости, о сенсорной перегрузке, о боли (у Вали болело ухо). Таким неадекватным способом дети о чём-то сообщают.

Договариваются все взрослые о том, как вести себя при дезадаптивном поведении ребёнка.

Пример с Анфисой (апельсин), с Гришей (дорога).

Рисование, лепка, метод сопряжённых действий.

Выставляем работу, каждый родитель хочет видеть достижения своего ребёнка, их надо показывать, проговаривать, вселять уверенность в родителей.

Многие педагоги и родители говорят, что детей надо «ломать». Такого термина и понятия в педагогике нет. С детьми надо договариваться (пример с Гришей). Идти на компромисс и всегда доброе, спокойное, ровное отношение к детям. Они очень тонкие натуры, чувствуют малейшие нюансы изменения в поведении.

 

Одной из основных трудностей, с которыми приходится сталкиваться при работе с детьми с РАС – это дезадаптивное поведение: агрессия, самоагрессия, повторяющиеся движения (трясёт руками, издаёт одни и те же звуки и т.д.), ритуалы (ест предметы определённого цвета, требует, чтобы предметы находились в определённых местах), часто плачет, кричит, падает на пол, разбрасывает предметы, может раздеваться, не обращая внимания на посторонних людей.

Часто у детей это связано с отсутствием коммуникативных навыков, они не могут адекватно выразить просьбу, отказ, привлечь внимание, сообщить о боли, усталости и т.д.

В такой ситуации у ребёнка остаётся только один вариант – привлечь внимание взрослого, который находится рядом с ним, неадекватным способом. Для коррекции такого поведения применим метод ПАА (или АВА). Прежде всего, это предупреждающие методы, т.е. изменение условий таким образом, чтобы дезадаптивное поведение не началось. Надо устранить события и обстоятельства, которые запустят это поведение. Например, приход незнакомых людей в группу. Значит нужно адаптировать среду к нуждам и потребностям ребёнка.

Педагог после наблюдения за ребёнком, беседы с его близкими людьми может это выявить и заниматься с ребёнком не за столом, а на полу; не включать громко музыку, использовать для сна утяжеляющий жилет или одеяло, помочь ребёнку найти место для уединения, убрать из зоны видимости предметы, вызывающие негативную реакцию, говорить с ребёнком не резко, негромко, в замедленном темпе и т.д. Всё это помогает не допустить переутомления и снизить вспышки гнева.

У большинства детей с РАС отсутствует речь и для предупреждения дезадаптивного поведения используем визуальную поддержку. Это карточки РЕCS — расписанный алгоритм действий, которые делают предстоящие события понятными и не вызывают у ребёнка чувства тревоги. Карточки помогают привлекать внимание взрослого, выражать свою просьбу. А также используется жестовая терапия.

Необходимо учить ребёнка новым альтернативным способам поведения и общения. Если этого не сделать, то останется только крик и агрессия. Если подкреплять дезадаптивное поведение, оно может закрепляться и сохраняться очень долго. Например, ребёнок устал, начал кричать и требовать то, что он хочет в данный момент, а мы сразу достали и преподнесли (удовлетворили его требование немедленно). В методике ПАП используется техника погашения, которая заключается в игнорировании такого поведения. Под игнорированием понимается полное внешнее спокойствие. Взрослый не успокаивает ребёнка и не повышает на него голос, а делает вид, что не обращает на него внимание, но, когда ребёнок успокаивается, уделяет ему достаточно много внимания. Это срабатывает не со всеми и не всегда, но часто. Важно, чтобы ВСЕ специалисты и родители выработали единую тактику своего поведения при дезадаптивном поведении ребёнка.

 

Гармоничное и целостное развитие ребенка состоит из следующих компонентов:

1.Развитие сенсорной системы.

2.Развитие моторики.

  1. Когнитивное развитие.
  2. Развитие эмоциональной сферы.
  3. Развитие речи.
  4. Развитие игровой деятельности.
  5. Развитие коммуникаций.

Занятия в сенсорных комнатах – это одна из методик по коррекции поведения ребёнка-аутиста посредством оживления чувств и побуждение личности малыша к развитию. Окружающая среда в этом помещении направлена на стимулирование органов осязания, обоняния, зрения, слуха и вестибулярного аппарата. Подобная комната активизирует сенсорные функции детей и оказывает положительное влияние на их психическое развитие. Это коррекция аутизма позволяет предотвратить сенсорное голодание ребёнка, побуждает развитие предметной деятельности, прививает навыки зрительного восприятия и сосредоточенного внимания, а также способствуют развитию речи. Занятия в сенсорной комнате позволяют:

— снять тревожные невротические переживания;

-создать эмоционально спокойное настроение;

-избавиться от страхов;

-вызвать приятные эстетические переживания.

Правила, которые нужно помнить

во время занятий с аутичным ребёнком :

— доносить информацию через схемы, наглядные картинки;

— избегать переутомления;

-четко организовывать пространство;

— использовать подписанные системы хранения;

-обращаться к ребёнку по имени ;

— обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;

-осваивать деятельность частями, этапами затем объединять в целое;

-использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

-постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Этих рекомендаций мы придерживаемся при работе с детьми с РАС:

— Что делать, если такой ребёнок уже есть в детском коллективе?

— Взаимодействуйте с ребёнком, только когда он готов к этому.

-Принимайте его таким, какой он есть.

-Научитесь улавливать изменения в поведении ребёнка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

-Придерживайтесь определённого режима.

-Соблюдайте ежедневные ритуалы.

-Не трогайте ребёнка.

-Вступайте в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам попросит об этом.

-Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

-Не выпускайте ребёнка из поля зрения. Ребёнок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

-Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

-Совместно с ребёнком создайте укромное место, где ребёнок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

-Всё общение и обучение можно вести через игрушку и игру, значимую для ребёнка.

 

Использование СВЕТОВОГО СТОЛА ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ с детьми аутистами.

В нашем саду на занятиях мы используем специальный световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии. Рисование песком – это необычное искусство создания картин с помощью песка.

Нашим детям аутистам очень нравиться рисование песком – так как для них это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Рисование песком улучшает мелкую моторику, улучшает пластику движений, память, а также работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Очень интересны такие, элементарные на первый взгляд, задания как:

-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

-создать отпечатками ладошек, кулачков, костяшек кисти руки всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими — либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

-«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, затем двумя руками одновременно;

-«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх –вниз.

Наблюдая за работой детей-аутистов в песке, можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствие, с охотой выполняют разные задания. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние и мелкую моторику рук, учит ребёнка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои   ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребёнок-аутист получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учиться понимать себя и других.

 

АВА-терапия — это анализ поведения. В поведении надо научиться разделять 3 стадии :

  1. Причина (например, голод).
  2. Само поведение (капризничает, по своему ругается).
  3. Последствие — дали кусочек торта, он его получил и успокоился.

АВА – терапию можно использовать и на занятиях, но не со всеми детьми. Надо экспериментировать, метода проб и ошибок никак не избежать. Мы убедились, что с малышами эта методика срабатывает редко, а вот со старшими действие вполне возможно.

В этой методике основным требованием является работа за столом. Если ребёнку тяжело в начале, то работаем рука в руку (методом сопряжённых действий): взрослый позади, или как говорится, вокруг ребенка. Действие это для того, чтобы подбодрить ребенка, потом постепенно мы свою руку убираем.

Ребенку даёте инструкцию с учетом, что ребенку надо её обдумать. Текст короткий:

  1. Покажи пирамидку. И ждем, пока поймет, что сказали, считаем про себя до 5.
  2. Повторяем инструкцию слово в слово. Ждем. Считаем до 5.
  3. Последняя попытка , как и 2 предыдущие.
  4. Потом даем подсказку: или   подталкиваем руки к игрушке, или придвигаем ближе игрушку — это уж как получится. (Пример с 2 игрушками и подсказкой).

Когда учим команду «дай» , то работаем только с тем, что хорошо знакомо, и не очень значимо для ребёнка, с чем он может легко расстаться. А вот уже потом можно требовать всё, что вы считаете в данный момент необходимым.

Вопрос очень важно правильно задавать, не мешать лишними словами, интонациями. Ребёнок может этого не понять и растеряться.

Существует понятие «обратная связь» — ответная реакция. Это наша реакция на ответ. Она должна быть обязательна, даже если вообще нет ответа. Ответная реакция должна быть незамедлительна . В случае правильного ответа в течение 30 секунд, должна последовать похвала, желательно эмоционально окрашена.

Далее следует подкрепление. Это то, чем мы поощряем правильное поведение. Тут на первом месте еда и напитки. Второе – игрушки книжки; третье – объятия, щекоталки, леталки; четвертое – похвала; пятое — любимый вид деятельности.

Последовательность в получении поощрений очень важна для сохранения и увеличения желательного поведения. Важно, что все, кто поощряет ребенка, знают, в каких пропорциях ребенок получает поощрение, чтобы не было различий между требованиями различных специалистов. Иначе может возникнуть ситуация, когда ребёнок продвигается у одного и «тормозит» у другого.

Если мы внимательно посмотрим на ребенка, понаблюдаем за ним и увидим, что он предпочитает больше, от этого и будем отталкиваться.

 

Холдинг-терапия.

Холдинг-терапия (от анг. “hold”-держать) используется при коррекции любых эмоциональных расстройств (аутизм, психопатия, синдром гиперактивности и т.д.). Автором метода является Марта Велш, руководитель материнского центра в Нью-Йорке. Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного, образования физической связи между матерью и ребёнком, т.к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Причём ребёнок удерживается лицом к лицу с родителем, что позволяет наладить эмоциональный контакт.

Назначение холдинг-терапии – пробиться через неприятие ребёнком матери (а позже и всего мира) и развить в нём ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Ребёнок постепенно приучается к тактильному контакту с включением тактильных ощущений в общий сенсорный фон до тех пор, пока он не почувствует комфорт и приятные впечатления от такого общения.

Различают систематические удерживающие упражнения (ежедневно 1-2 раза в сутки и специально организованные, которые проводят в состоянии возбуждения у ребёнка или из-за каких-либо изменений его эмоционального поведения. В первое время упражнения крайне неприятны для ребёнка и он сопротивляется до тех пор, пока не обессилит. Нужно набраться терпения и мужества. После сеанса ребёнок становится спокойным и расслабленным или остаётся достаточно активным. В любом случае устанавливается контакт: прямой взгляд в глаза, реакция на действия. Такой вид терапии действенен только в отношениях родитель-ребёнок. Специалист может присутствовать, но его участие нежелательно, т. к. может сформироваться привязанность, что усугубит отношения в семье. Специалист может использовать кратковременные сеансы холдинг-терапии в начале занятия для создания контакта с ребёнком. Положение тела ребёнка при этом обратное (лицом от себя) и длительность 3-5 минут. При эмоциональном перенапряжении можно увеличить максимум до 10 минут.

 

Использование карточек PECS.

Метод альтернативной системы коммуникации и развития речи. Коммуникационная система обмена изображениями. Разработана в конце 80-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из программы исправления аутизма (г. Делавэр, штат Нью-Джерси). Цель – побудить ребёнка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. Педагог привлекает внимание ребёнка к любимому предмету и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета). Создаётся книга с набором знакомых карточек и коммуникационное поле (альбом), на которое ребёнок выкладывает карточки, изученные ранее. Начинается работа с существительных, затем добавляются глаголы. Постепенно ребёнок учится составлять предложения из карточек («Я хочу…предмет» или «Дай мне…предмет»).

Преимущества данного метода:

  1. Позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
  2. Ребёнок обучается проявлению инициативы и спонтанному произнесению слов.
  3. Становится доступным общение с окружающими и возможным обобщение приобретённых вербальных навыков.

 

       Флортайм (Floortime) – это подход, который во главу угла ставит самого ребёнка и его проблемы. Цель: не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определённых симптомов и развития у ребёнка навыка общественно-приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребёнка. Основная гипотеза: путём успешной работы с эмоциями ребёнка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.

Интересы ребёнка ставятся во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересны ребёнку. Родители, воспитатели, знакомые подключаются к этим играм. Следование за инициативой ребёнка – главная установка в игре. Лучший контакт – через совместную игру. Она помогает установить контакт с окружающими людьми, что улучшает умение общаться и повышает интерес к другим людям. Флортайм отводит родителям детей с РАС важнейшую роль в его терапии. Во всём используется только индивидуальный подход.

 

Имитация.

Это важное средство, которым пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций. Имитация – основа процесса обучения. Повторяя роли других людей, ребёнок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Этот метод обучени не является лёгким для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать этот имитацию, чтобы приобретать новые умения. Начинать можно с имитации простых действий с предметами. Сначала предлагаем наиболее привлекательные для ребёнка предметы, используемые по прямому назначению: катать машину, трясти погремушку и др. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударяем палочкой по столу, а не по барабану. За имитацией с предметами следует имитация движения тела: хлопать в ладоши, давать обе руки, кивать головой, дотрагиваться до носа, чесать голову, приседать и т.д. Затем можно сделать артикуляционную гимнастику. Всё делаем весело, ребёнка много жалеем. Затем соединяем крупную моторику и имитацию с предметами (пить из чашки, класть ладонь на стол). Затем из 3-х упражнений: комбинируем мелкую, крупную моторику и имитацию с предметом (приложить телефон к уху, пить из чашки, стукнуть кулаком по столу). Далее следует имитация действий, представленных на фото. Лучше брать фото знакомых людей и держать на уровне глаз. Затем переходим к имитации по образцу, по фото (конструктор Лего, мозаика).

 

Сенсорная интеграция.

Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех органов чувств (осязание, вестибулярный аппарат, обоняние, зрение, слух, вкус). Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определённого действия. У большинства людей процесс СИ происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответствующие требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. В случаях возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов будут появляться дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведении ребёнка.

Цель СИ как терапии является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы ЦНС. Эта терапия подходит всем детям с ОВЗ, а также детям с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. Она является для ребёнка одновременно удовольствием и трудом, который был бы невозможен при обычных условиях.

У 95% дисфункция сенсорного восприятия: раздражают звуки, свет, цвет, прикосновение, некоторые не чувствуют боли. Чтобы улучшилось восприятие внешнего мира, общение с людьми. Гиперчувствительность – лёгкую одежду, чтобы постепенно ребёнок избавлялся от неприятных ощущений.

Упражнения: качели вперёд-назад, катание на лифте, перекаты на полу. Коврик с шуршалками (ползает, чувствует кнопочки). То6 что раздражает, сначала убираем и вводим постепенно микродозами.

Фонд «Обнажённого сердца».

Утяжелители – снижается активность киперкинезов. Одеяло совы работает как сенсорный тренажёр, увеличивает поступление в мозг сигналов от рецепторов прикосновения и давления, которые находятся на поверхности тела и внутри. При дисфункции сенсорной интеграции. При РАС снимает тревожность, способствует восстановлению функций восприятия себя, своего тела.

 

Особенности поведения ребёнка-аутиста.

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребёнка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребёнка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребёнка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребёнка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребёнка-аутиста. После того как комментарий завершён, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить своё мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

 

 

ВЫВОД:

Мы убедились, что ребёнок с аутизмом может стать более активным и менее зависимым от постоянства в окружении, более свободным и творческим в присвоении и использовании полученных навыков и линии поведения, белее способным к диалогу с людьми и обстоятельствам, самовыражению и пониманию других людей, может лучше ориентироваться и адаптироваться в социальной жизни.

В совместном проживании и переживании взрослый помогает ребёнку преодолеть ощущаемый им дискомфорт, испуг, изменить при необходимости смысл неприятного, пугающего впечатления. И каждый успешный шаг в нормализации развития ребёнка даст нам новые возможности помощи ему в интеллектуальном и социальном развитии, потому что развитие всех психических функций ребёнка начинает организовываться реальными запросами активного взаимодействия с окружающим миром.