Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Рекомендации родителям

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Наталья Николаевна Егорова Другое Детский сад класс Конспекты 351

Егорова Н.Н.

Готовимся к школе: Развитие мышления детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям

 

 

 

Как правило, дети, поступающие в первый класс, умеют считать, читать, и, казалось бы, они полностью подготовлены к школьному обучению. Однако     часть первоклассников обнаруживают трудности в решении объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления.

Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью,  знаниями и навыками в объеме программы детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показывает, что многие не умеют:

выделять главное,

планировать,

видеть скрытый смысл текста и др.,

решать логические задачи.

Поэтому чем раньше начать стиму­лировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познаватель­ной деятельности и тем быстрее осу­ществится плавный, естественный пере­ход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению. Начиная занятия со своим ребен­ком, родители должны выбирать игры и упражнения в порядке нарастания слож­ности, в которых в наибольшей степе­ни присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверен­ность в себе, и у него появится же­лание продолжить занятия. Постепен­но следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интел­лектуальных и речевых усилий.

Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллек­туальным задачам, доставят удоволь­ствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе. Что нема­ловажно, занятия сближают родителей и ребенка.

Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развернутых речевых вы­сказываний. При выполнении некоторых заданий особенно активно задейство­ваны внимание и память.

Игры для развития мышления

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: топор и моло­ток; скрипка и пианино; книга и те­традь; вода и молоко; муха и бабочка; дом и избушка; стулья и стол; ша­лость и драка; город и деревня; ще­котать и гладить.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А мо­лоток?» После таких коротких вопро­сов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить: «Похожи то­пор и молоток или нет? Чем они по­хожи? А чем отличаются друг от дру­га?» Проанализируйте ответы ребенка.

«Закончи слово» (скорость мышления)

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать сло­во, произнося первый слог, а он

 

его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

«Соотношение понятий»

Предложите вниманию ребенка кар­тинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева — от зимы до осени. Попросите малыша опре­делить порядок размещения картинок по смыслу.

Игры на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

«Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каж­дая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются одно­родными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно сло­во отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить сло­во, которое является лишним.

  • Храбрый, злой, смелый, отважный.
  • Яблоко, слива, огурец, груша.
  • Молоко, творог, сметана, хлеб.
  • Час, минута, лето, секунда.
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите серию рисунков, сре­ди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему при­знаку, а четвертый — лишний.

Предложите ребенку первые четы­ре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так ду­маешь? Чем похожи те рисунки, кото­рые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Игра на развитие гибкости ума

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:• деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…), спорт; звери; транспорт; ово­щи; фрукты.

Игра на развитие словеснологического мышления «Определи понятие»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов.

  1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ,перья, друг, двигаться,  объединять,бить, тупой
  2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик,
    мех, герой, качаться,  соединять,  ку­сать, острый.
  3. Автомобиль, шуруп, журнал, са­поги, чешуя, трус, бежать, связывать,щипать, колючий.
  4. Автобус, скрепка, письмо, шля­па, пух, ябеда, вертеться, складывать,толкать, режущий.
  5. Мотоцикл, прищепка, афиша, бо­тинки, шкура, враг, спотыкаться, соби­рать, ударять, шершавый.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает зна­чения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил, что это?»

Игры, развивающие сообразительность

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку найти возмож­но большее число вариантов исполь­зования какого-либо предмета. Напри­мер, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно ис­пользовать этот предмет. Называет та­кие варианты: рисовать, писать, ис­пользовать как палочку, указку, бал­ку в строительстве, градусник для ку­клы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

«Говори наоборот»

Вы называете слово, и ребенок на­зывает слово, но только наоборот, на­пример: большоймаленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый грустный, быстрый мед­ленный, красивый безобразный, пустой — полный, худой — тол­стый, умный — глупый, трудолюби­вый — ленивый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый —чер­ный, твердый мягкий, шерша­вый — гладкий и т.д.

«Бывает не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если на­званная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу» — и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ре­бенок придумывает что-нибудь и бро­сает мяч вам.

Игры для развития памяти

«Каскад слов» (развитие объема кратковременной слуховой памяти)

Заранее подготовьте список из 4—6 групп слов, которые хорошо знакомы ре­бенку Попросите повторять слова за вами. Начинайте с одного слова, затем называй­те два слова — ребенок повторяет обя­зательно в этой же последовательности, три слова и т д. Когда ребенок не смо­жет повторять определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подго­товить другой список слов). Если во вто­рой попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к сле­дующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь, гриб, игла.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат,  мел,
    птица, хлеб.

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 6—7 лет правиль­но воспроизводит ряд из 5—6 слов.

 

 

 

Развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребен­ка посмотреть внимательно на эту фи­гуру в течение двух секунд, затем за­кройте эту фигуру и попросите повто­рить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разно­го цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и за­тем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из та­кого же количества папочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

«Я фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, си­туацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течение не­скольких секунд внимательно рассма­тривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему уда­лось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запомина­ется то, что интересно ребенку. Поэ­тому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

Приемы, помогающие запоминанию

  • Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому сло­ву сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбира­ет, что помогло потом ему вспомнить прочитанное. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его краткопересказать содержание прочитанно­го. Если ребенок не смог этого сде­лать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом вни­мание на отдельные специфические де­тали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?..» Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнива­ет, выражает свои мысли в речи, про­являет активность.

Помните: независимо от того, хо­рошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придет­ся использовать на практике и, сле­довательно, они будут быстро забы­ты, — это пустое знание, вызываю­щее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

Игры для развития воображения

«Пантомима»

Попросите ребенка изобразить же­стами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, са­молет) или какое-либо действие (умы­вание, расчесывание, рисование, пла­вание).

Если с первого раза не получает­ся, покажите сами, как это нужно де­лать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот — вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ре­бенка. Старайтесь придумывать смеш­ные варианты.

Развитие зрительного воображения

Предложите ребенку рисунок с раз­ными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображе­ния. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

«Точки»

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рису­нок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, со­единяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.

«Комбинирование»

Попросите ребенка придумать и на­рисовать как можно больше предме­тов, используя геометрические фигу­ры — круг, полукруг, треугольник, пря­моугольник, квадрат.

Каждую фигуру можно использовать многократно, какую-то фигуру не исполь­зовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие — нельзя добавлять произвольные фигуры.

Развитие словесного воображения

Предложите ребенку игру: «Попро­буй представить, что будет если…» На­пример, представить, что открыли шко­лу для кошек. Или люди научились ле­тать. Или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т.д.

Чем больше развита фантазия у ре­бенка, тем больше он предлагает ин­тересных и оригинальных вариантов.

Проведение игр не требует ни­каких специальных условий. Талан­ты не рождаются, а воспитыва­ются. Даже если принять за акси­ому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ре­бенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ле­нивыми родителями.

Разумеется, все родители хотят, что­бы ребенок пошел дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.