Полезные ссылки
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК АДАПТИВНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Эдуард Александрович Анохин Биология 10 класс Статьи 223

 

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК АДАПТИВНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Адаптивный детско-юношеский туризм — это новый, динамически развивающийся  вид туризма, связанный с активной, двигательной реабилитацией, рекреацией и социальной интеграцией детей с  ограниченными возможностями здоровья.

 

Являясь разновидностью адаптивной физической культуры и спорта, оздоровительный и спортивные виды туризма позитивно влияют на здоровье и общее психофизическое состояние человека. [1, с.69]

 

Адаптивный туризм может сочетать в себе различные виды реабилитационных воздействий: оздоровление посредством занятий адаптивной физической культурой на свежем воздухе, социальная, коммуникативная, социально-бытовая, социально-средовая, социально-педагогическая  реабилитации.

 

Туризм — комплексное средство социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Вместе с тем туризм эффективно решает проблему досуга инвалидов, которая считается социальной проблемой, особенно в детском возрасте. [1, с.69]

 

ГОАОУ «Центр образования реабилитации и оздоровления» (ЦОРиО)  города Липецка имеет многолетний опыт использования адаптивного туризма в процессе абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В рамках учебного процесса в системе дополнительного образования школы-интерната, а позже ЦОРиО, реализуются программы методических объединений и секций, связанных со спортивным туризмом , краеведением и экологией. Программы включают в себя элементы  различных дисциплин, объединенных названием «туризм». Например, спортивное ориентирование, «Трейл — О» ориентирование, скалолазание, пешеходный туризм, горный пешеходный туризм, велотуризм, водный туризм, лыжный туризм, экологический туризм, краеведческий и событийный туризм.

 

Для ребенка, имеющего ограничения в здоровье, очень важным стимулом к оздоровительному образу жизни является участие в спортивно-туристических соревнованиях. Так воспитанники центра неоднократно становились участниками соревнований по спортивному туризму и техникам горного пешеходного туризма, занимали призовые места, выполняли нормы юношеских и взрослых спортивных разрядов. Среди достижений следует отметить велопробеги на велосипедах  типа тандем, спортивные водные, горные, пешеходные походы, а также восхождения на вершины.

 

Отдельное внимания стоит уделить скалолазанию, как виду спорта, связанного с высокой точностью координации движений. Параклаймбинг или адаптивное скалолазание — это скалолазание для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.  Данный вид спорта подходит для занятий детей, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата,  с расстройствами и нарушениями интеллекта, аутистов, больных синдромом Дауна, а также слепых, слабовидящих, лиц имеющих остаточное зрение. Скалолазание имеет также противопоказания, к примеру это эпилепсия (в тяжелой форме).

 

Использование занятий на скалодроме и естественном рельефе благотворно сказывается на различных системах органов. Активное вовлечение в процесс лазания всех компонентов опорно-двигательной системы не только тонизирует и укрепляет мышечный и костный скелет, но также оказывает успокаивающее и стабилизирующее воздействие на центральную нервную систему. Подобное воздействие  особенно важно для детей, имеющих сопутствующие расстройства нервной деятельности, расторможенность и т.д.

 

Посредством регулярных занятий скалолазанием нормализуется кровообращение, а как следствие и внутричерепное, внутриглазное давление,   стимулируется кровоснабжение сетчатки глаза, хрусталика,  также роговицы, что  важно для детей с нарушениями зрения.

 

В настоящее время на территории Российской федерации параклимбинг не признан официальным видом спорта, но использование его элементов может стать частью реабилитационного процесса инвалидов и детей с ОВЗ.

 

Ещё во времена СССР занятия пешеходным и спортивным туризмом   стали частью программы воспитания и физического оздоровления школьников.  В настоящее время эти традиции возрождаются и воспитание в походных условиях снова занимает важное место в системе образования школьников.

 

Спортивное ориентирование — это спорт на свежем воздухе. Не секрет, что для городского жителя ничто не заменит оздоровительного влияния леса. Пребывание в лесных массивах, совмещенное с активным передвижением,  благотворно сказывается на здоровье любого человека. Подобный эффект обеспечивается комплексом воздействия факторов окружающей среды на организм.

 

Лесной воздух содержит обилие фитонцидов и легких аэроионов. Тишина, пение птиц, ароматы трав и цветов  оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка. Целебными свойствами обладают также аэроионы отрицательной полярности и фитонциды.

 

Еще Ильей Мечниковым была установлена тесная связать между психоэмоциональным состоянием человека и его иммунитетом.

 

У людей, продолжительное время находящихся в естественной атмосфере летучих веществ растений, повышается жизненный тонус, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, уменьшается напряжение нервной системы, снижаются проявления психоэмоционального дискомфорта [5. 464 с]

 

Именно в таких условиях проходят занятия спортивным ориентированием. Включение в программу обучения  данного вида физической активности позволяет стимулировать умственную деятельность учащихся, дает возможность творчески мыслить, быстро и четко находить решение в нестандартной ситуации. Ориентирование подходит также и детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. «Трейл — О» — это «ориентирование по тропам», которое в настоявшее время активно развивается Федерацией спортивного ориентирования России, как вид спорта ,  где инвалиды могут  участвовать наравне со здоровыми людьми.

 

Одним из компонентов процесса реабилитации является ее когнитивная составляющая. Известно, что у детей, имеющих нарушения органов чувств,  помимо основного заболевания присутствуют и сопутствующие ему сенсорные депривации. Подобные отклонения приводят к снижению потока нервных импульсов, идущих в ЦНС от афферентных нейронов и рецепторов. Это в свою очередь становится основой для отставания развития когнитивных способностей у ребенка, что в итоге приводит к серьезным задержкам развития умственных способностей и формирования полноценной личности.

 

Данную проблему позволяет устранить включение в образовательную программу  занятий по эколого-краеведческому и  исследовательскому  туризму.

 

В рамках внеурочной деятельности посредствам совмещения занятий туризмом с экологией формируется устойчивая мотивация к познанию естественно-научных  дисциплин. Подобным образом в программе дополнительного образования реализуются метапредметные результаты учебной деятельности в соответствии с требованиями реализации ФГОС.

 

Примером подобного влияния является улучшение показателей успеваемости воспитанников, посещающих занятия секции методического объединения «Туризм» ГОАОУ ЦОРиО. Многие из этих ребят становятся участниками экологических акций, всероссийских экологических проектов, олимпиад, и др. мероприятий, проявляя особый интерес к познанию, исследованию и сохранению окружающего нас природного мира, а также культурного наследия.

 

Подводя итог следует отметить, что использование комплекса различных адаптивных туристических дисциплин, а также элементов экологического туризма в программах дополнительного образования позволяет обеспечить в полном объеме процесс реабилитации и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Подходя к решению проблемы различными путями мы обеспечиваем наиболее полное решение задачи физического оздоровления, умственного развития и социальной адаптации учащегося, посредствам реализации программы дополнительного образования реализуя требования ФГОС в программах дополнительного образования.

 

Литература:

 

  1. Ахметшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей, Уфа, 2002-96 с.
  2. Бабкин А. В. Специальные виды туризма учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Евсеев С.П., Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М.: Советский спорт, 2007
  4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М., 2009
  5. Казьмин В.Д. Санаторно-курортное лечение в специальных и домашних условиях. М.: Феникс, 2008. 464 с.
  6. Маслов А.Г. подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», М., 2000 —
  7. Мошков В.Н. Общие основы ЛФК. Москва., 1993
  8. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Р/Д, 1999
  9. https://rufso.ru/

 

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ  НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
с международным участием
30 мая 2019 года
Липецк