Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

4 ноября-день народного единства.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Лариса Анатольевна Кочетова класс 347

Внеклассное мероприятие : « День народного единства.»

Цели :

— воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине
– дать представление о настроениях российского общества в первой половине XVII в.;
– показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени;

Эпиграф.
– Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От несчастья край родной.
Н. Кончаловская формировать активную гражданскую позицию современного гражданина России.

Учитель :Кому этот памятник?

Ученик: Памятник народным героям- первым в Москве памятник Людям, а не событиям, и с 1818 года он украшает Москву.

Конспект

 

  1. Организационный момент.

2.Мотивация деятельности учащихся.

Учитель :Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по нашей истории, в Смутное время. Давайте вспомним Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.

Фронтальная беседа с классом:

-с какими врагами пришлось столкнуться нашему государству в 16 веке?

Ответы учащихся: поляки , шведы претендовали на русские земли.

Учитель: А почему мы попали в такую тяжелую ситуацию?

Ответы учащихся:

Учащийся 1

1598 год, Москва. Последний из рода Рюриковичей Федор Иоаннович умирает, не оставив после себя наследников. По понятиям людей того времени — это катастрофа, поскольку власть должна передаваться по наследству; царь-наместник бога на Земле, и никакой даже самый умный боярин не может стать полноправным царем. Но наследника нет!
Значит надо царя избрать!
Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий l — их правление было недолгим, очень печальным и сопровождалось восстаниями в разных частях страны. Их не признавали истинными царями.

Учащийся 2
А тут еще соседи решили воспользоваться неразберихой во власти — на русский престол претендует польский королевич Владислав, а шведы осаждают Смоленск.
Кандидатура Владислава была одобрена боярами, но при одном условии — он должен стать православным.
Польские войска приходят в Москву, устраиваются в Кремле. Но вместо того, чтобы налаживать отношения с русскими, они начинают грабить и мародерствовать.

Учитель: Что в таких тяжелых условиях предпринимает наш народ?

Учащиеся: Наш народ объединяется для борьбы с врагом. Собирается первое и второе ополчение.
Москвичи понимают, что польский королевич хорошим правителем не будет, (веру менять он и не собирался, и в итоге до Москвы не доехал), создают народное ополчение, чтобы выгнать польский гарнизон из Кремля.Но… Кремль завоевать не так-то просто! Мощные стены и башни могут выдержать любой штурм и длительную осаду. А есть ведь и другие укрепления — Китай-город, Белый город, Земляной Вал…
Ополченцам пришлось захватывать свои же укрепления, которые строились против врагов.
Первое ополчение было разбито, Дмитрий Пожарский был ранен.Второе ополчение собирал в Н.Новгороде земский староста Кузьма Минин, возглавил его Дмитрий Пожарский. ???
Осенью 1612 года поляки, осажденные в Кремле от голода варили кожаные ремни и книжные переплеты, и 22 октября они вынуждены были сдаться ополченцам.

Постановка цели нашего мероприятия : Как общая беда объединило наш народ на борьбу с врагом?
22 октября — это 4 ноября по новому стилю. В этот день Москва была освобождена от неприятеля. Поэтому и праздник сегодняшний так называется.

Задание 1– необходимо решить тест, выбрав в каждом вопросе букву правильного ответа, а затем из правильных букв составить ключевое слово.

Одной из причин Смуты стало?

1) вступление на престол Ивана IV-А

2) польская интервенция-О

3) пресечение законной династии Рюриковичей-Е

4) усиление царской власти-Л

2 Лжедмитрий II был прозван в народе

1) «истинным царем»- И

2) «царевичем Петром»-Г

3) «царем Дмитрием»-В

4) «тушинским вором»-Д

3 Патриархом Русской православной церкви во время Смуты был

1) Никон-Ж

2) Филарет-Е

3) Гермоген-И

г) Тихон—В

4 Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году?

1) восстание под руководством И.Болотникова-А

2) избрание на царство Михаила Романова-Н

3) начало польской интервенции-С

4) воцарение Лжедмитрия II-Ш

5 К чему стремился польский король Сигизмунд III ?

1) оказать помощь Российскому государству в подавлении крестьянского выступления-Г

2) присоединить западные русские земли к Польско-Литовскому государству-С

3) привлечь Россию в качестве союзника к войне против Швеции-Т

4) оказать материальную помощь разорившимся дворянам-О

6 Назовите три исторических деятеля, проявивших себя во время Смуты как патриоты и защитники родной земли от интервенции

1) Кузьма Минин-Т

2) Лжедмитрий I-М

3) Василий Шуйский—Е

4) Дмитрий Пожарский-В

5) Иван Сусанин-О

6) Иван Болотников-Р

7) Григорий Отрепьев-З

Учитель : Итак, какое слово получилось? (заслушиваются ответы групп)

Единство

В единстве – сила. История доказала, что только объединившись, можно избавиться от ненавистного владычества.

Как вы представляете единство. Попробуйте его показать (ребята могут взяться за руки, обнять друг друга за плечи).

Учитель наглядно показывает как легко разломить одну спичку, но невозможно все вместе

И сегодня мы будем говорить о событии, при воспоминании о котором русские сердца наполняются гордостью и уважением к нашим предкам

 

На слайде появляется слово – ЕДИНСТВО

единстве – сила. История доказала, что только объединившись, можно избавиться от ненавистного владычества.

И сегодня мы будем говорить о событии, при воспоминании о котором русские сердца наполняются гордостью и уважением к нашим предкам.

Учитель: «Единственной силой, способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассылались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны Отечества встали на защиту страны. Их духовным вождем стал патриарх Гермоген».
Заранее подготовившийся ученик читает наизусть стихотворение К.Р. (великого князя Константина Романова) «Патриарх Ермоген».
Пастыря доброго вспомни, Россия:
Был он спаситель, молитвенник твой;
Вспомни труды и заботы святые,
Подвиг великий, бесценный, святой.
Страж Православный, Божий служитель,
Сам Патриарх Русь святую спасал;
Русских исконных начал охранитель,
Твердо за царский престол он стоял.
Видел святитель беду, Богом данную,
Горько скорбел и болел за народ,
Звал всех бороться за Русь Православную,
Смело идти на поляков в поход…
Славен, велик Патриарх Ермоген!
Память в народе о нем нерушима.
Пусть же от смут и несчастных времен
Русь Православная будет хранима!

Учитель : К чему призывает патриарх Гермоген?

Ответ учащегося: Тяжелое время настало в нашем государстве. Ни власть, ни войско ничего не могло нас спасти. Лишь народ и вера православная смогло нам помочь.

Учащийся : Особую роль в освобождении Москвы от поляков наши предки отводили Казанской иконе Божией Матери. В 1612 году список с этого чудотворного образа был послан из Казани князю Пожарскому, и через несколько дней поляки в Кремле сдались. В честь этого события было установлено празднование иконы Казанской Богоматери – 4 ноября, то есть в день избавления Москвы от польской оккупации. Князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади храм Казанской иконы Божией Матери, где и была помещена чудотворная икона.

Подведение итогов. Рефлексия.

  1. В результате мероприятия мне открылись (я узнал):

Самые важных имена:

Самое важное событие

Самое важное чувство

 

Учитель: Что значит «быть патриотом» сегодня? Возможно ли это в современных условиях, когда нет войны?

Подведение итогов.

Патриотизм – это деятельная любовь к Родине;

когда нужно не только любить, но и что-то делать для нее.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины

Литература для подготовки к уроку:

  1. Mosmetod.ru — Методические рекомендации  по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.
  2. http://ru.wikipedia.org —
  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» — М., 1981.
  4. Зайцев  Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.
  5. Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. — М.: АСТ [и др.], 2004.