Открытое занятие с обучающимися 3-его класса с ФФН речи по теме: «Дифференциация звуков и букв «З-Ж» в словах и предложениях».
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Ольга Ивановна Семенова | Коррекционные дисциплины | - класс | Конспекты | 319 |
Тема: «Дифференциация З – Ж в словах и предложениях»
Цель занятия: закрепление навыков фонематического контроля в устной и письменной речи на примере дифференциации звуков и букв «З» – «Ж».
Предметные результаты: закрепить отличительные признаки звуков и букв «З — Ж»; совершенствовать навык звуко-буквенного анализа, деления слов на слоги; закреплять навыки фонематического контроля; развивать словесно-логическое мышление и графо-моторную функцию руки.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: развивать заинтересованность ребёнка; на основе анализа и синтеза делать выводы, обобщать;
Коммуникативные УУД: развивать и закреплять умение высказывать свои мысли, аргументируя ответ; осуществлять совместную деятельность в группе;
Регулятивные УУД: определять тему и цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью логопеда, закреплять умение самостоятельно работать.
Личностные результаты: развивать умение самостоятельно оценивать свою деятельность: свои достижения и ошибки, развивать культуру поведения и культуру речи.
Лексический материал: слова и предложения со звуками «З» и «Ж».
Оборудование: карточки звуков (или звуковые веера), предметные карточки, тетради, ручки, зеркала, стакан воды и салфетки, набор для выкладывания схемы слов, сигнальная мишень.
Конспект занятия
1. Релаксация. Здравствуйте, садитесь. С хорошим настроением приступаем к занятию. Улыбнулись друг другу. (Мотивация учебной деятельности)
2. Введение в тему. Внимательно послушайте загадки.
Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей.
Объедает листья,
Но с больших деревьев. (Жираф)
По алфавиту
В строгом порядке —
Сорок фамилий
В толстой тетрадке.
Справа от них
Разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали
Ваши отметки.
( Классный Журнал)
В дождь беру его с собой,
Чтоб раскрылся надо мной
Чтобы с ним я не промок
И по лужам гулять смог
(Зонтик)
Угли пылают,
Совком не достать,
Ночью их видно,
А днём не видать. (Звёзды)
— Кто запомнил название отгадок? На какие звуки начинаются отгадки?
— Догадались, о чём мы будем говорить на занятии, о каких звуках?
3. Акустико-артикуляционная характеристика звуков З – Ж
[ З ]
Особенности артикуляции
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос) – звонкий.
Воздушная струя сильная направленная вниз, холодная.
Характеристика звука
Согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
[ Ж ]
Особенности артикуляции
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят вверх к нёбным бугоркам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос) – звонкий.
Воздушная струя направленная вперёд прямо, тёплая.
Характеристика звука
Согласный, звонкий, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
4. Отработка и закрепление навыков фонематического контроля. Работа с веером звуков или с карточками звуков
— Какой звук в слове вы услышали? Какое место данного звука?
Слова: загар, бизон, шуба, жаба, заяц, журнал, медуза, полоска, ожог, забор, художник, звезды, фраза, кошка, кузнец, лужайка, пожар, газон, абажур, гнездо, жилетка, карапузы, дружба, гроза, ваза.
— Какой по счёту искомый звук? Сколько слогов? Какие гласные в слове? Какой слог ударный?
5. Выкладывание звуковой схемы слов:
Журнал Гроза Забор Абажур
— Какое место звука? Какой слог ударный? Сколько слогов?
6. Зрительная гимнастика. «Пишем» буквы в воздухе глазами, следя за маячком. Угадываем, написанные в воздухе буквы. (Ж-З)
7. Смена динамической позы. Развитие тактильного восприятия и графо-моторной функции руки.
Акваграфия: прописываем на доске буквы «З» и «Ж» пальцами, смоченными предварительно в воде.
8. Работа с предметными карточками. Разделить карточки на две колонки, в соответствии с наличием того или другого звука. Обучающиеся проверяют выполненную работу друг у друга.
9. Проверка полученных знаний. Небольшой фонематический диктант. Логопед диктует слова и короткие предложения, а обучающиеся записывают буквы, обозначающие звуки «З» или «Ж», если они содержатся в словах, называемых логопедом.
Слова: лужайка, шуба, пожар, газон, абажур, гнездо, жилетка, заказ, дружба, гроза, ваза.
Предложения: Козы вышли на лужок. Жанна сажала розы. (Совместная проверка выполненного задания.)
10. Рефлексия.
— О чем мы говорили на занятии?
-Что нужно всегда помнить про звук «Ж»? (всегда твёрдый)
-Чем похожи и чем отличаются эти звуки?
-Интересно ли вам было и что понравилось больше всего?