Проектная работа: «М.В. Водопьянов»
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Лариса Анатольевна Кочетова | - | - класс | - | 567 |
|
ГОАОУ « ЦОРиО»
Проектная работа на тему : « М.В. Водопьянов»
Работу выполнила
ученица 10 Б класса
Зверева Анастасия
Липецк 2019
План
- Введение.
- Биография М.В. Водопьянова.
- Память потомков о легендарном летчике.
- Заключение.
- Источники.
Введение
Каждый образованный человек должен знать историю своей Родины. Поэтому для меня история представляет большой интерес. Особенно период Великой Отечественной войны. Мне заинтересовал наш земляк М.В. Водопьянов, которому в этом году исполняется 120 лет со дня рождения.
Я решила выяснить, каким человеком был этот легендарный летчик.
Для этого в своей исследовательской работе я поставила следующую цель.
Цель исследования – Изучить биографию нашего земляка, легендарного летчика М.В. Водопьянова, и донести ее до людей с целью патриотического воспитания.
Актуальность темы – В 2020 году наша страна отметила 75-тилетие со дня Великой Отечественной войны, поэтому когда, как не сейчас вспоминать о людях, которые подарили мир и чистое небо над головой.
Чтобы решить эту проблему, нам необходимо осуществить следующие задачи:
- Собрать сведения о Водопьянове М.В, изучив, энциклопедии, архивы, интернет ресурсы.
2.Выяснить его отношение к нашему краю
- Ознакомить людей с биографией легендарного летчика ВОВ.
- Михаил Васильевич Водопьянов, родился 9 ноября 1899 года в деревне Студёнки под Липецком. С раннего детства был приучен к труду. С девяти лет — наемный работник, возил с карьера камни, затем — подручный печника, подвозчик камня на металлургический комбинат, пахарь… Работы не боялся, не разделял ее на важную и не важную, и это помогло ему, когда стал взрослым, успешно освоить такие авиационные профессии, как моторист, бортмеханик, а потом и пересесть за штурвал самолета.
Немалую роль в выборе жизненного пути Водопьянова сыграли его детские впечатления. Очень часто он видел над деревней пролетавшие огромные самолеты, они и зародили в нем интерес к авиации, переросший затем в привязанность к ней на всю жизнь… Но тогда он лишь удивлялся: как вообще могут такие махины летать и не падать на землю?!
Это любопытство и привело Михаила, восемнадцатилетнего крепкого парня, в Липецк, где он узнал, что в этом городе и располагается авиачасть, а те самолеты, что он видел пролетавшими над его деревней, называются «Илья Муромец». Их также называют еще тяжелыми бомбардировщиками, и построены они в России.
В 1918 году Михаил добровольно вступил в ряды Красной Армии, и это позволило ему, после немалой настойчивости, служить в авиации, в той самой Липецкой авиачасти. Но на первых порах ему сказали вот что:
— Вы, товарищ Водопьянов, будете бензин к самолетам подвозить.
И он не закапризничал. Подвозить, так подвозить.
Эта работа, так или иначе, позволяла ему быть рядом с самолетами, приобщаться к технике.
Пришло наконец и время впервые подняться в небо на самолете. Но пока его взяли в полет лишь пассажиром — за большое старание в работе.
— Поздравляю с воздушным крещением! — сказал ему летчик.
… Миновала гражданская война, в которой Водопьянов в составе своей части, будучи помощником авиамеханика, участвовал в боях против Мамонтова под Борисоглебском, Врангеля на Украине, Колчака на подступах к Екатеринбургу…
Затем Москва: работа шофером — и вновь стремление в авиацию… Михаила наконец оформили мотористом. Параллельно с работой моториста Водопьянов постигал премудрости ремонта самолета, а в дальнейшем, работая на пассажирских авиалиниях уже как бортмеханик, поставил перед собой цель учиться при любом удобном случае летному делу.
В 1929 году поручили ему открывать линию Хабаровск — остров Сахалин. Это было дело большой государственной важности. С помощью авиации значительно сокращались сроки доставки с материка на остров продовольствия, медикаментов, почты, а также специалистов, пассажиров.
Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В.Водопьнов получил сотрясение мозга и множественные переломы.
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с другими летчиками совершил перелет длиной почти 6 000 км на самолете П-5 без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжелой трассе. Из Анадыря трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда 10 человек.
За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Водопьянову Михаилу Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Водопьянов был первым, кто получил такое звание.
В 1936-1937 годах совершал полеты в Арктику, был командиром летного отряда, доставившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию. Впервые в мире 21 мая 1937 года произвел посадку самолета в районе Северного полюса. За это был награжден орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время еще не существовало).
Участвовал в советско-финской войне. Был награжден орденом Красного Знамени.
В конце марта 1941г. он обратился к Сталину с письмом, в котором высказал свой взгляд на состояние тяжелой бомбардировочной авиации в СССР.
22 июня 1941 года началась война и совсем не так, как это представлялось командованию Красной Армии. В первые же часы на аэродромах и в воздушных боях советская авиация понесла огромные потери. За два первых месяца войны дальнебомбардировочная авиация Красной Армии, бомбившая цели в прифронтовой полосе с малых высот днем и без истребительного прикрытия, потеряла половину своего состава.
Осознав размеры потерь, Ставка Верховного Главно Командующего приняла решение о формировании авиачастей особого назначения, укомплектованных самыми лучшими летчиками и вооруженных самыми современными самолетами. Предполагалось, что они сумеют перехватить инициативу у Люфтваффе и переломить ситуацию. Из летчиков-испытателей был сформирован ряд истребительных, штурмовых и бомбардировочных авиаполков.
8 августа 1941 года Водопьянов получил Личный письменный приказ Сталина произвести налет на Берлин, не имея сведений и о противовоздушной обороне противника как на маршруте, так и в районе цели. На самолетах ТБ-7 двигатели были ненадежными. И это привело к нескольким авариям тут же, вблизи аэродрома. Из десяти самолетов, сумевших подняться, до цели дошли лишь шесть, а на свой аэродром в Пушкино вернулись только два.
Самолет М.В.Водопьянова был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Но Михаил Васильевич через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещен с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.
В 1942г. во время одного из боевых вылетов на бомбардировку Кенигсберга самолет Водопьянова попал в грозу. Самолет стал трудно управляемым. Но все же экипажу удалось отбомбиться…
Это был его последний боевой вылет. Вскоре он попал в катастрофу. Поломал ребра, разбил лицо и четыре месяца лежал в госпитале.
После излечения комбриг Водопьянов был назначен военпредом на авиазавод в Казань.
С 1946 года генерал-майор М.В.Водопьянов — в отставке.
В 1948-1950 годах участвовал в военных экспедициях «Север-1» и «Север-2».
Михаил Васильевич — Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Написал более 30 книг. Главный труд «Небо начинается с земли». Этот факт меня очень заинтересовал, и я прочитала некоторые из его книг. Это поистине замечательные произведения, они полезны не только для общего развития, многим эти книги могут помочь и на экзаменах, ведь в них летчик описывал настоящие события, произошедшие на войне.
После войны Водопьянов был депутатом областного Совета (города Липецка). И по словам старожила Пополитова Сергея Спиридоновича, в 60-х годах прошлого века бывал в Хлевном. Выступал перед хлевенцами. Его приезд был важным событием в жизни села, на встречу с ним приходило много людей, что даже не хватало всем места в клубе. Михаил Васильевич был и в нашей школе, выражал слова благодарности за оказанное доверие в годы войны.
Умер Михаил Васильевич Водопьянов в 1980 году. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
3. Именем Водопьянова названы:
- улицы в Москве, Липецке, Красноярске, Екатеринбурге.
- Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 годана базе Коломенского АСК им. М. В. Водопьянова.
- Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100(бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот».
- Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот». В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову
Существует множество памятников, созданных в честь легендарного летчика М.В. Водопьяного .
- Мемориальная доска в Москве.
- Аннотационная доска в Севастополе.
- Аннотационный знак в Липецке.
18 ноября 2019 года был установлен памятник в честь 120-летия дня рождения
Водопьянова.
- Михаил Васильевич прожил долгую, яркую жизнь, наполненную подвигами, героизмом. Этот мужественный и смелый человек-легенда является для меня примером. Я горжусь тем, что его имя тесно связано с нашим краем. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, воспитывает преданность делу, вызывает искреннее глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь.
Список литературы
Мечта пилота. – М. : Мол. гвардия, 1936. – 192 с.
Полеты / [худож. И. З. Копелян]. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1937. – 592 с.
Михин, Ф. И. Липецк : очерк / Ф. И. Михин ; с предисл. Героя Совет. Союза М. [В.] Водопьянова. – Воронеж : Областное книгоиздательство, 1939. – 80 с.
Полк ДД : пьеса в 3-х действиях 4-х картинах / М. Водопьянов, Ю. Лаптев. – М. : Искусство ; Ленинград, 1942. – 110 с.
Валерий Чкалов. – М. : Мол. гвардия, 1954. – 287 с.
На крыльях в Арктику. – М. : Географгиз, 1954. – 344 с.
Полярный летчик : рассказы. – Л. : Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. – 199 с.
8 Гордое слово : рассказы о товариществе и дружбе. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1956. – 127 с. – (Школьная б-ка).
Киреевы : роман / [худож. М. В. Романов] ; [лит. ред. О. М. Румянцевой]. – М. : Воениздат, 1956. – 364 с.
Летчик Валерий Чкалов / лит. ред. О. М. Румянцевой. – М. : Воениздат, 1959. – 231 с.
Повесть о Валерии Чкалове. – М. : Детгиз, 1959. – 215 с.
Повесть о ледовом комиссаре / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Географгиз,