До профессиональная подготовка детей-инвалидов по зрению в ГОАОУ «ЦОРиО»г. Липецка.
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Ольга Александровна Костина | класс | 222 |
|
В настоящее время отмечается выраженная тенденция ухудшения ряда показателей состояния здоровья, двигательного и психического развития детей. Увеличение заболеваемости связанной с нарушениями функции ССС, дыхательной системы, ростом ортопедических проблем, неблагополучие в физическом и психическом состоянии детей вызванного неблагоприятными наследственными факторами, ухудшением экологии, снижением физической активности населения, усиления неблагоприятных ортостатических нагрузок, а так же недооценкой значимости ЛФК для здоровья ребенка со стороны родителей, педагогов, врачей. В связи с этим в нашей школе решение проблем физического воспитания является приоритетным.
Моей исследовательской деятельностью является: «Эффективность сочетания массажа и ЛФК для слабовидящих детей», которая включает в себя изменения в психологическом и физическом развитии детей, формировании точности, быстроты, координации движений. В качестве внеклассной работы учителем большое внимание уделяется проблеме профессионально-трудовой подготовки учащихся. Профориетационная работа осуществляется по следующим направлениям : профессиональное просвещение, профдиагностика, профотбор, профессиональная адаптация.
До профессиональное просвещение предусматривает:
- Знакомство с миром профессии.
- Информирование учащихся об особенностях профессии массажист.
- Изучение рынка труда в регионе.
Профдиагностика, профконсультация и профотбор предусматривают осуществление комплекса медико-психологических и социологических мероприятий направленных на :
- Оценку физического и психического развития ребенка.
- Изучение особенности личности, интересов, способностей.
- Разработку и осуществление корригирующих мероприятий по выработке профессионально значимых качеств.
- Оценку степени соответствия функциональных возможностей организма воспитанника избираемой профессии.
Массаж является древнейшим методом лечения, дошедшим до наших дней и значительно обогатившимся в результате новейших достижений в области медицины. Эффективность этого метода лечения проверена тысячелетней историей применения, и сегодня он непрестанно совершенствуется, благодаря усилиям многочисленных исследователей. Применение массажа способствует уменьшению (ликвидации) болей, отеков, нормализации функции суставов, ускорению процесса регенерации тканей. В данной работе я обобщила имеющиеся многочисленные наработки по лечебному массажу, квалифицировала и систематизировала наиболее доступный материал для обучения учащихся 11-12 классов спец-интернатов для слепых и слабовидящих учащихся.
Различные дефекты зрения замедляют формирование точности, быстроты, координации и вносят своеобразие в процесс овладения двигательными умениями и навыками. Преодолеть это в нашей специальности помогают ЛФК в сочетании с массажем и самомассажем , занятия для развития мелкой моторики.
Часто дети с нарушением зрения пользуются только зрительной ориентировкой. На предложение проверить рукой топографию той или иной мышцы, идет отказ: «Я так не умею. Лучше посмотреть». Эти действия характеризуются применением только зрительной ориентации, включение сохранных анализаторов не наблюдается. Ребенок не знает других способов топографии органов и мышц, и только в процессе специального обучения начинает осознавать роль тактильной чувствительности в проведении массажа.
Для слепого ребенка осязание — главный фактор для познания окружающего мира, т.к. посредством осязания учащийся получает основную информацию о форме, структуре поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении.
Поэтому осязание при нарушениях зрения(слепоте) выступает как ведущий фактор компенсаторного развития учащегося. Именно этими особенностями мне и приходится руководствоваться. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений. Обучающиеся учатся различать поверхность, температуру и другие осязательные признаки.
Важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особенностями воспринимаемого субъекта (человека). При этом важно учитывать, что у детей нарушением зрения особенно сложно складываются зрительно-осязательные взаимосвязи.
Система обследующих действий должна быть четко организована, и учащиеся в процессе систематических упражнений приобретают стереотипные, упорядоченные навыки. Значительное количество ошибок, обусловлено неверным анализатором и контролем собственных действий, а у слепых детей при отсутствии зрительной информации предметно-практическая деятельность формируется в условиях активного развития тактильной ориентации, форме предмета и действия с ним познаются совершением иными способами в отличии от зрячих.
Так как для незрячих детей важны осязательные признаки и формы мануальной ориентации требуются специальные способы обучения. В процессе обучения учащихся 11-12 классов в нашей школе большое внимание уделяется:
- Знанию нормальной, топографической и патологической анатомии, особенностями строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела. Кроме того учащиеся обучаются свободной ориентации в расположении кожных зон сегментарной иннервации и умению отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального. Небрежное отношение к этому требованию приводит к тому, что обучающийся, а затем и массажист, плохо понимает, почему одни приемы можно делать только в одном направлении, а другие – в любом.
- Обучению пальпаторному методу исследования. Повышенная чувствительность пальцев у людей с отсутствием зрения является большим преимуществом при выполнении массажа. Но не у каждого незрячего эта чувствительность осмысленна. Необходима ежедневная тренировка пальцев. Кроме того, я рекомендую проводить специальные занятия по пальпации, начиная с первого курса обучения.Обучающийся должен уметь пальпаторно определять отдельные мышцы, мышечные группы, связки, сухожилия, места прикрепления сухожилий к костям, пастозность и отечность тканей, уметь отличать повышенный или пониженный мышечный тонус от нормального и знать расположение основных сосудисто — нервных пучков. Хорошо развитая чувствительность пальцев рук массажиста позволяет ему во время работы определить состояние массируемых тканей и дает возможность понять, когда необходимо закончить массаж в данном месте и переходить на другой участок.
- Физиологическому действию массажного приема, знать показания и противопоказания массажного приема. В течении всего периода обучения каждый учащийся овладевает техникой выполнения приемов классического массажа, являющегося основой почти всех разновидностей массажа.
- В нашей школе дополнительно читается курс клинических дисциплин, необходимых массажисту для того, чтобы следить за реакцией пациента во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда.
- На уроках массажа так же большое внимание уделяется вопросам деонтологии. Взаимоотношению с пациентами и коллегами.
- Совершенствованию знаний и умений путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах и курсах повышения квалификации.
Исходя из медицинских рекомендаций школа-интернат определила профессию массажиста как весьма отвечающую психофизическим возможностям выпускников. С 1993 года учащиеся 11-12 классов изучают: анатомию, физиологию, биологию, латинский язык, психиатрию, неврологию, уход за больными, основы массажа и ЛФК в количестве 748 часов. Качество знаний по медицинским предметам подтверждается на итоговых экзаменах и производственной практике в Областной Клинической больнице.