Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Аспекты группового обучения младших школьников.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Лариса Николаевна Муравьёва - - класс - 239

Аспекты      группового обучения     младших              школьников.

Групповое обучение –  это совместная работа нескольких человек, направленная на достижения общих целей. Целью такого обучения  является не только овладение знаниями, умениями и навыками учеников на уровне его индивидуальных  особенностей развития, но и формирования коммуникативных умений.

Дети учатся вместе работать, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея в сотрудничестве  — это учиться вместе, а не просто

что–то выполнять вместе.

Девиз  сотрудничества : «Помогая другим – учимся сами».

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1.Взаимозависимость членов группы.

Она создается на основе

-единой цели, которую можно достичь только сообща;

-распределение внутригрупповых ролей, функций;

-единого учебного материала;

-одного поощрения на всех.

  1. Личностная ответственность каждого.

Каждый участник группы отвечает как за свои успехи, так  и за  успехи товарищей.

  1. Равная доля участия каждого члена группы.

Учебно-познавательная, творческая и другая совместная деятельность учащихся в группе, как правило, достигается, либо делением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты

4.Рефлексия обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами. Вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым  ее членом.

В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами, но и характер общения между собой учащихся и способ оказания друг другу необходимой помощи.

Варианты организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп.

Обучение в малых группах на основе тестирования. Можно использовать на любой учебном предмете, на любой ступени обучения.

Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности.

Структура такого  урока заключается в следующем:

  1. Объяснение учителя.
  2. Каждый ученик отрабатывает полученные знания индивидуально.
  3. Работа в группах. Дается одинаковое задание для всех групп. В группе  оно может выполняется по частям, « по цепочке» или  « по вертушке» с комментирование вслух.
  4. Раздаются индивидуальные тесты для проверки приобретенных знаний.
  5. Выставляется единая оценка для всех членов группы.

 

Обучение в команде на основе турнира отличается от предыдущего варианта формой организации проверки знаний.

 Проверка знаний – турнир столов. За столом собираются по одному ученику от каждой группы. За каждым столом сидят равносильные ученики. Они получают свои тесты различного уровня сложности.  Но количество баллов, которое  получает школьник, справившегося с заданием не зависит от « планки» стола.

Индивидуальная работа в команде.

Суть заключается в том, что контроль знаний и умений учеников каждой группы, выполнение домашней работы и классных заданий ведут ассистенты, которые отражают свою работу в специальных журналах. Учитель, в это время работает индивидуально с отдельной какой, либо группой или учеником.

 «Пила» применяется тогда, когда учебный материал можно разбить на фрагменты.

Каждый член группы ответственен за свой фрагмент учебного материала. Он находит свои ответы на вопросы. А потом делится со своими знаниями с членами  своей группы.

Проверка знаний заключается в следующем — это может быть индивидуальная тестирование по карточкам, устный ответ на вопрос учителя, адресованный любому члену группы по выбору педагога, исследовательская работа, обсуждение,  дискуссии в группах.

Технология урока в сотрудничестве включает следующие этапы:

Этап 1.Выбор темы, цели и задачи урока.

Известно, цель и задачи урока определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует на уроке, поэтому  целесообразно подумать, какие из виды деятельности можно « передать» в группы;

Этап 2.Определить объем учебного материала, т.к. он меньше, чем объем материала обычного урока;

Этап 3.Подготовить задания для групповой работы.

При подборе заданий для групповой работы следует иметь в виду следующее:

— разные группы могут получить либо одинаковые, либо разные задания,

-задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы.

Этап 4. Подумать вопрос о численности и комплектации групп.

Желательно, чтобы в группу входили ученики с разными учебными возможностями, девочки и мальчики.

Нежелательно включать в одну группу закадычных подружек, детей недолюбливающих друг друга.  Нужно учитывать личностные качества учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость.

Этап 5.  Наметить возможные внутригрупповые роли : координатор, генератор идей, критик, исполнитель, ответственный за идею, оформитель, докладчик, ответственный за культуру поведения, контролер и др.

Этап 6.Выделить этапы урока, на которых планируется групповая работа, определить продолжительность этой работы — это 5-7 минут.

На одном уроке можно обращаться к  групповой работе несколько раз, на различных этапах работы.  Объем такой работы на уроке  сотрудничества занимает до 70 %.

Этап 7. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

Существует несколько правил такого оценивания:

а) относительно учебных достижений:

— проводить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с раннее достигнутыми этим учеником результатами;

-групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;

б) относительно социальных достижений:

—  необходимо избегать, выделять какую  – либо одну группу, не устраивать соревнования;

— не следует  ругать группу за плохую работу;

— необходимо обсудить, что удалось и почему; к чему следует стремиться, работая в группе.

 

Подготовка к уроку в сотрудничестве довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Но сколько преимущества обучения в сотрудничестве!

Так вместе работающие в группах дети понимают глубже  учебный материал. Характер взаимоотношений между детьми меняется: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность. Возрастает сплоченность класса, дети лучше начинают понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

 

На своих уроках при работе  в группах, в парах я использую следующие задания:

 

-выполнение заданий по « цепочке»;

-выполнение микроисследований, например, изготовить памятку по изученному материалу;

-дать развернутый комментарий решенной учителем задачи, примера;

-изготовить опорные сигналы для решения задач определенного типа;

-придумать и решить задачу по краткой записи;

-придумать  вопросы к самостоятельно прочитанному тексту, статье;

-подготовить доклад, реферат;

-составить загадки, по  изученной теме;

— придумать сказку, рассказ;

— проверить правильно ли сосед по парте сделал разбор слова; оценить его работу;

— оцени свою работу, аргументируй свою отметку;

— -принять участие в проектной деятельности и другие.

 

Работая с детьми ЗПР, я своих учеников привлекаю  к проектной деятельности. Она  включают в себя такие цели:

* успех,

* организацию действий,

* общение,

* поиск   сведений,

* применение знаний,

* творчество,

* помощь родителей, взрослых.

А так как цели проектной деятельности перекликаются с групповой формой обучения, то эту работа построена  на сотрудничестве.

Класс  разбиваю на группы. Каждая группа получает свое задание по поисковым картам, которые составлены заранее

На протяжении, какого-то времени учащиеся самостоятельно  с помощью справочной, художественной литературы заполняли их.

Хочу поблагодарить наших библиотекарей за помощь.

Так, были   подготовлены  и проведены презентации « Есть такая профессия учитель»,  «Защитники земли русской»- блок « Богатыри», « Книга читательских интересов по произведениям Н.Носова».

На них каждая группа отчитывалась о проделанной работе. Это были и доклады, стихи, сообщения, описания репродукций картин, сочинения, песни, рисунки.

Мероприятия получились познавательными, ребятам понравилось выступать перед своими товарищами.

Благодаря совместной  работе: наших воспитателей и музыкантов, учителей, которые нам помогали в подготовке  у нас прошли не просто презентации, а презентации — концерты.

Так шаг за шагом, мы с учениками  стараемся :научиться взаимодействовать в группе с любым партнером; серьезно относиться к полученному заданию; испытывать чувство ответственности не только за собственные         успехи, но за успехи группы; осознавать, что совместная работа – это серьезный и   ответственный труд.

 

 

Литература :

Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные

технологии в системе   образования. —  М. Академия. 2000.

Журнал «Начальная школа».2008.№1

Г.А. Цукерман. Класс как учебное сообщество.- М.: АПКиПРО,2003.

«Автор и источник заимствования неизвестен».