Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Статья на тему: «Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии»

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Анастасия Юрьевна Бороздина Коррекционные дисциплины 1 класс Статьи 273

Коррекция речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии.

Автор: учитель-логопед, Иванина А.Ю.

Речь, как и память, внимание, мышление является одной из высших психических функций человека.

Мелкая моторика и функция речи очень тесно связаны между собой. Когда движения кистей рук не соответствуют возрастным нормам, то и речь плохо развита. У большей части детей с ТНР мелкая моторика рук не развита в достаточной степени, движения пальцев не согласованы, не точны. У многих школьников с речевой и другими патологиями возникают трудности при удерживании правильной позиции ложки, кисточки для рисования, ручки при письме, они не в состоянии бывают завязать шнурки, застегнуть, расстегнуть пуговицы.

Всем известно о том, что умственные способности и речь тесно связаны с мелкой моторикой пальцев рук. У дошкольников это наиболее ярко проявляется, а позже, при поступлении в школу отражается на обучении Движения пальцев, рук у детей имеют благоприятное воздействие на их речевое и моторное развитие. Как известно, у новорожденных малышей пальцы всегда сжаты в кулачки. По мере созревания мозга этот рефлекс развивается, и ребёнок может хватать предметы и отпускать их. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее он развивается в эмоциональном и интеллектуальном плане.

Таким образом, для успешного развития речи важно развивать мелкую моторику рук. Особенно это важно в случае нарушения речевой функции у ребёнка.

В настоящее время существует достаточно много различных методик, игр и упражнений, направленных на развитие мелкой, пальцевой моторики. Одной из них является песочная терапия, сравнительно новая, но, как показывает практика, действенная методика [2].

В основе терапии песком лежит терапевтическая методика, разработанная английским детским врачом-психиатром Маргарет Лоуэнфелд. Затем, в середине XX швейцарский врач Дора Калф разработала так называемый метод «Терапии песком». Чуть позже отечественные исследователи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили методику коррекционно-развивающих игр с песком. Данные исследователи на научной основе доказали, что игры с песком способствуют развитию психических и речевых функций.

Песочная терапия — это так называемая невербальная терапия, при которой используется небольшой контейнер с песком, игрушечные фигурки, а иногда и вода, для создания сцен из миниатюр, отражающих внутренний мир ребёнка[1].

В контексте коррекции речи перед песочной терапией стоят следующие задачи:

— развивать психологические процессы (внимание, восприятие, память), когнитивныепроцессы;

— развивать мелкую и пальцевую моторику;

— автоматизировать корригируемые звуки;

— обогащать и активизировать словарь;

— формировать лексико-грамматические категорий яз.;

Начав работать учителем-логопедом, я на собственном опыте убедилась в том, что данный вид терапии благотворно влияет на развитие речи и других психических процессов младших школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательной системы, интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Для детей с нарушениями существует множество упражнений для развития развитию речи, мелкой моторики, тактильных ощущений, ориентации в пространстве, вот некоторые из них:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Помоги зайке». В песке отмечаются небольшие точки (следы), которые ведут к дому зайки. Неподалёку располагается лиса. Нужно «замести» все следы, чтобы лисица не нашла зайку.

«Клад». В песок неглубоко закапывается игрушечная фигурка. Нужно сдуть песоки обнаружить спрятанную фигурку.

«Яма». Ребёнок должен плавной и длительной воздушной струёй выдуть ямку в песке.

Развитие фонематических представлений:

 «Спрячь ручки» — ребёнку даётся задание закопаться ручками в контейнер с песком, если он услышит заданный звук.

«Два замка». Под большим слоем песка спрятаны игрушки, картинки со звуками. Ребёнку нужно откапать и разложить их на две группы.

Словарная работа:

«Кто больше назовёт?» Ребёнку нужно подобрать прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выложить камушки (пуговки, ракушки).

Развитие связной речи:

«Мой секрет». Ребёнку дается задание зарыть в песок предмет и описать его, не называя. Тот, кто догадался, что это за предмет, должен откапать его из песка.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует картинку на песке и приэтом сопровождает свои действия рассказом о ней.

Развитие мелкой моторики:

«Песочный круг». Нужно пальцами рисовать вместе с ребёнком круги на песке: большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре не образуется точка. Теперь можно предложить ему украсить круги разными предметами: ракушками, пуговицами, камешками, монетками. Круги может украшать что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.[3].

Итак, на основе всего ранее сказанного, я могу сделать вывод о том, что песочная терапия – это сравнительно новый, но действенный метод работы с детьми с ТНР и другими психическими и эмоциональными расстройствами, который сумел успешно зарекомендовать себя в педагогической практике.

Кроме того, использование терапии песком способствует закреплению партнерских, доверительных отношений между ребёнком и педагогом, между ребёнком и сверстниками. Особенно этот метод будет благоприятен для детей, которые по какой-либо причине не хотят, отказываются от традиционных занятий, не проявляют к ним интереса.

Поэтому, данный метод важен не только в развитии и коррекции непосредственно речевой функции, но и в развитии памяти, внимания, тактильных ощущений, помощи справиться с различного рода травмами, проблемами во взаимодействии с обществом у детей разного возраста.

 

 

Список используемых источников

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
  2. Иванина А. Ю., Фомина К. В., Яковлева И.В. Песочная терапия как средство развития речи и других психических функций детей. Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» №9 (9) – Тольятти, 2018. – 247с.
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [электронный ресурс]. Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии.

Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/06/12/vidy-art-terapii-pri-korrektsii-motornoy-alalii