Технологическая карта группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация З — С»
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Екатерина Анатольевна Ситникова | - | - класс | - | 474 |
Организационная информация | ||||
Автор занятия | Ситникова Екатерина Анатольевна | |||
Должность | Учитель — логопед | |||
Образовательное учреждение | Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования реабилитации и оздоровления» | |||
Предмет | Логопедия | |||
Класс | Группа обучающихся 2 класса (4 человек).
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня. |
|||
Продолжительность занятия | 40 минут | |||
Методическая информация | ||||
Тема занятия | «Дифференциация З — С» | |||
Занятие в системе образовательных мероприятий | Тема занятия включена в раздел:
«Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися вторых классов с ФФНР. На изучение темы отведено 2 часа, данное занятие является первым. |
|||
Цель занятия | Продолжать формировать умение различать звуки и буквы [з] – [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях и правильно обозначать их на письме. | |||
Задачи занятия | Образовательные задачи:
· Закреплять навыки дифференциации звуков [з]-[с] по артикуляционно-акустическим признакам; · Закреплять зрительный образ букв з-с. Коррекционно-развивающие задачи: · Продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание; · Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза; · Закреплять навыки словообразования и словоизменения; · Закреплять навыки работы с деформированными предложениями; · Продолжать обогащать словарный запас; · Продолжать развивать навыки самоконтроля; · Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия. Воспитательные задачи: · Развивать положительную учебную мотивацию; · Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
|||
Планируемые результаты | Личностные УУД:
— мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению; — мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий; — самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — оценивать результаты своей деятельности; — целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Познавательные: — уметь анализировать, развивать способность делать выводы; — уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; — наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: — участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; — учитывать разные мнения, слушать и понимать других; — высказывать свою точку зрения. Предметные результаты: — уметь различать звуки и буквы [з] – [с] в словах, словосочетаниях, предложениях; — правильно обозначать буквы «з»- «с» на письме. |
|||
Используемые педагогические технологии | Корекционно-логопедическая, здоровьесберегающая, игровые технологии. | |||
Ресурсы:
-основные -дополнитель ные |
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии», Кукушкина В.С. «Логопедия в школе», Черошникова Г.С. «Логопедические занятия в школе».
Пластмассовые палочки. |
|||
Оборудование | Таблица, тетради, карточки со словами, репродукция картин. | |||
Домашнее задание | Не предусмотрено | |||
Организационная структура и содержание логопедического занятия
Этапы занятия | Прод-
ность этапа |
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность
обучающихся |
Формирование
УУД |
Организационно-мотивационный этап
Организацион- ный момент |
1 мин.
|
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начнем наше занятие.
Сядет тот, кто ответит на вопрос: -Какой день недели был вчера? -Какой сейчас месяц? -Как называется третий месяц весны? -На какой сигнал светофора надо переходить? -Сели. Положили руки перед собой. Внимательно слушаем меня. |
Здороваются с логопедом.
-понедельник/среда., -март, -май, -зеленый. Садятся за парты. |
Личностные: мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Введение в тему занятия
Актуализация знаний
|
1 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин. |
-Ребята, как вы думаете в космическом пространстве все планеты открыты и изучены учеными?
-Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся с вами путешествовать по комическому пространству. И возможно найдем новые планеты. -Нам понадобятся помощники – проводники — это две буквы. -А какие буквы, вы мне скажите сами. Для этого внимательно послушайте текст, который я вам прочитаю. -Какие звуки будут встречаться в словах текста чаще всего те и будут нашими помощниками. Слова, в которых будут отгаданные звуки, повторите. -Вы согласны? Читается 1 текст «Зебра Зина» -Зебра Зина мечтала стать актрисой. Однажды, оставшись дома одна, она открыла замок, который был на дверце шкафа, надела мамины зимнюю шуба и сапоги, на голову громадную шляпу из газеты, а в лапы взяла большой гвоздь. Глянула в зеркало – настоящая актриса получилась! -Правильно! Это звуки [З] и [З’], которые одевают платье букв и превращаются в букву – З. На доске, с левой стороны, открываются артикуляционные схемы звуков [З] и [З’].(Приложения 1, 2) Читается 2 текст «Объявления» -Как-то раз мальчик Костя пошел в гастроном за капустой, и по дороге прочитал: «Куплю. Кресло-качалку, консервы, серьги, санки и породистую собаку. Коллекционер Савушкин». На доске, с левой стороны, открываются артикуляционные схемы звуков [С] и [С’] (Приложения 3, 4). — Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии они же проводники-помощники? (Приложения 32, 33)
— Напомните мне, пожалуйста, чем отличаются буквы от звуков?
При затруднении в ответе предлагается обратить внимание на таблицу «Звуки-буквы» (Приложение 5). -Какой буквой обозначаем звук [з], [з’]? -Какой буквой обозначаем звук [с], [с’]? — Пропишем в тетрадях букву ЗЭ, -Теперь СЭ. |
-Нет.
-Да.
Называют 8 слов: зебра, Зина, замок, зимнюю (шубу), из газеты, взяла, гвоздь, зеркало.
Делают вывод: -Значит звуки [з] и [з’]
Называют 10 слов: Костя, гастроном, капуста, кресло, консервы, серьги, санки, породистая собака, Савушкин. Делают вывод: -Значит звуки [С] и [С’].
-Да, мы будем учиться различать звуки [з], [з’] и [с], [с’].
— Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем.
-ЗЭ, -СЭ. Прописывают буквы в тетрадях. |
Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.
Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения. Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
Личностные: развитие познавательного интереса к обучению. Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Знаково-символические символы. |
Сообщение темы занятия | 1ми
|
— Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [з], [з’] и [с], [с’] и буквы “ЗЭ”, “СЭ” в словах, словосочетаниях и предложениях.
— Чтобы этому научиться, нужно быть очень внимательными, активными и старательными. -Отправляемся в путешествие. |
Внимательно слушают.
|
Личностные: проявлять познавательную инициативу.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование). Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи. |
Операционно-исполнительский этап
Проработка темы занятия
Дидактическая игра «Писари»
Дидактическая игра «Распутай слова»
Дидактическая игра «Шифровальщики».
|
5 мин
4 Мин
4 Мин
4 мин. |
-Чтобы отправиться в путешествие, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков [з], [з’] и [с], [с’].
-Отвечать нужно по плану: положение губ, зубов, языка, воздушная струя (если затрудняются в ответе, то педагог отвечает сам). — При произношении звука [с]: -Губы? -Зубы? -Язык? -Воздушная струя?
—При произношении звука [с’]: -Губы? -Зубы? -Язык? -Воздушная струя?
-Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку [з]:. — Звук [з]? -Губы? -Зубы? -Язык? -Воздушная струя?
-Звук [з’]? -Губы? -Зубы? -Язык? -Воздушная струя? — Ребята, молодцы!
Мы оказались на планете «Буквы». На доске прикрепляется оранжевый круг диаметром 30 см, картина Шишкина «Рожь», рисунок с попугаем из мультфильма (Приложения 6, 7, 8). —Какой формы планета? -Какого цвета планета? — На этой планете живет веселая Птичка. Она любит забирать буквы у учеников, которые за ними не следят, и прячет их в ржаном поле. —Чтобы вы никогда не пропускали буквы давайте выполним задания. В тетрадях лист разбит на два поля. В верхнем поле логопедом написаны буквы СЭ и ЗЭ разными стилями. Некоторые буквы с изображены зеркально (Приложение 9). -В верхнем поле зачеркните правильно написанные буквы СЭ в разных стилях написания. —Сколько зачеркнули букв? -Обведи в круг правильно написанные буквы ЗЭ в разных стилях написания. -Сколько букв обвели в круг? -Сумма двух этих чисел равна…? -В нижнем поле все буквы СЭ и ЗЭ рассыпались (буквы с недописанными элементами). Допишите элементы так, чтобы получились буквы СЭ и ЗЭ. -Посчитайте, сколько у вас их получилось. -Напишите заглавную прописную букву СЭ. -Напишите заглавную прописную букву ЗЭ. -Молодцы, вы были внимательны. -Попрощаемся с обитателями планета «Буквы» и отправляемся на планету «Слоги». На доске прикрепляется желтый ромб длиной 30 см, картина Поленова «Бабушкин сад», рисунок с котенком. — Из каких букв образуется слог? -Мы сейчас посетим планету «Слоги» На доске прикрепляется жёлтый ромб диаметром 30 см, картина Левитана «Берёзовая роща», рисунок собачка из мультфильма (Приложение 10, 11, 12). —Какой формы планета? -В слове ромб есть звуки [з], [з’] и [с], [с’]? -Какого цвета планета? -В слове желтый есть звуки [з], [з’] и [с], [с’]? -Молодцы, правильно. -У пожилой жительницы планеты «Слоги», очень доброй бабушки, убежала собачка. Для того, чтобы помочь бабушке найти собачку, вам нужно «Распутать слова». Я говорю начало слова, а вы должны закончить его используя слоги «ЗА» или «СА». Используемые слоги записывайте столбиком: КРЫ … ГЛА…. ПО … КОЛЁ …. ПОЛО … КО …. Я говорю конец слова, а вы должны начать его используя слоги «СА» или «ЗА». Используемые слоги записывайте столбиком: …РАЙ …МОК …КАТ ….МОВАР ….ХАР ….ВОД -Молодцы, вы были внимательны и таким образом помогли найти домашнего питомца. Собачка у бабушки! -Скажите, пожалуйста, слоги складываются в …..? -Правильно. И мы перелетаем на планету «Слова». На доске прикрепляется синий прямоугольник длиной 30 см, картина Саврасова «Зима», рисунок с домовенком (Приложения 13, 14, 15) . —Какой формы планета? -В слове прямоугольник есть звуки [з], [з’] и [с], [с’]? -Какого цвета планета? -В слове синий есть звуки [з], [з’] и [с], [с’]? -Молодцы, правильно. Один из обитателей этой планеты- домовенок Кузя. Очень забавный. Любит веселиться и разбрасывать вещи. Он просит вас помочь собрать вещи, но для этого нужно выполнить следующее задание: я говорю слова, а вы если в слове есть звуки [з], [з’] и [с], [с’]записываете букву СЭ или ЗЭ с цифрой, указывающей место буквы в слове. Записываете в строчку через запятую: Зной Магазин Крепость Русалка. -Хорошо справились с заданием. Усложним. Я показываю картинки, если в названии картинки есть звуки [з], [з’] и сг], [с’], то записываете букву СЭ или ЗЭ с цифрой, указывающей порядковое место буквы в слове. Записываете в строчку через запятую. Картинки: солнце, семь, скрепка, звезда, поезд, вилка, серьги, стол, незнайка, забор (Приложения 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25) . -Вспомните слова, которые шифровали. -Молодцы, справились. Дом у домовенка прибран благодаря правильно выполненным заданиям, и мы отправляемся к следующей планете. Но вначале вопрос. Слова складываются в …? |
-губы слегка растянуты в улыбку, -видны передние зубы,
-губы растягиваются в улыбке больше, -видны передние зубы, -кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед. боковые края языка прижаты к коренным зубам,
-губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; — спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная.
Рассматривают картину
— Круг. -Оранжевый. Ответы детей.
-Вымыть или протереть влажными салфетками руки. Выполняют задание. — Зачеркнули 2 буквы. Выполняют задание.
— В круг обвели 2 буквы. — Сумма двух этих чисел равна 4.
-Получилось 8 букв. Выполняют задание.
Рассматривают картину — Слог образуется из гласных и согласных букв.
— Планета в виде ромба. — В слове ромб нет звуков [з], [з’] и [с], [с’]? — Планета желтого цвета. -В слове желтый нет звуков [з], [з’] и [с], [с’]? Ответы детей.
Записывают слоги столбиком: Са, За, Са, За, Са, За.
-Слоги складываются в слова.
-Планета в виде прямоугольника. — В слове прямоугольник нет звуков [з] и [с]? — Планета синего цвета. -В слове синий есть звук [с’]?
Записывают буквы З-1, С-6, З-5, С-3
— С-1, С-1, С-1, З-1,3, З-4, С-1, С-1, З-3, З-1.
-Слова складываются в словосочетания. |
Личностные: развивать учебную активность.
Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.
Коммуникативные: участвовать в учебном сотрудничестве; уметь оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Учебно-познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать товарища и высказывать своё предположение.
Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей. Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей, уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Знаково-символические символы. |
Физкультминутка | 3 мин. | -Теперь ребята, пришло время немного отдохнуть. Выполним гимнастику для глаз «Тренировка». Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом | Регулятивные: развивать само-регуляцию.
Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья. |
Закрепление
Дидактическая игра «Наоборот» |
3 мин.
5 мин.
|
И мы отправляемся к следующей планете. Это планета-«Текст».
На доске прикрепляется розовая трапеция, картина Клевер «Зимний закат в сосновом лесу», рисунок с зайцем из мультфильма (Приложения 26, 27, 28). -Какой формы планета? -В слове трапеция есть звуки [с], [с’] и [з], [з’]? -Какого цвета планета? -В слове розовый есть звуки [с], [с’] и [з], [з’]? -Молодцы, правильно. На данной планете. В таком красивом лесу живет заяц. Но у нег стали исчезать овощи. Он очень расстроен. Помогите ему. Для этого выполните задания. -Но вначале вопрос. -Слова складываются в …?. -Словосочетания? -Предложения образуют? -Ребята, напомните правила написания предложений?
Раздаются карточки с текстом написанном наоборот (Приложение 29).
.свеЗ сёП . свеЗ сёп лыб ыниЗ У .улокш в алшу аниЗ ыджандО .нидо амод яслатсо свеЗ А .алотс ос уктефлас лаврос и лунгырп но: нулаш- свеЗ .кинйач и икшач илапу лоп аН . аниЗ ылокш зи алширП .укабос аз аларбу анО
-Прочитайте текст с права налево. — Про кого этот текст? -Правильно поступила Зина? -Какие вам встретились слова с буквами СЭ и ЗЭ? -Запишите их в тетради. -Выделите разными фигурками буквы СЭ- треугольником и ЗЭ -кружком.
-Укажите, на каком месте в слове стоят выделенные буквы и запишите цифру над буквой. |
— Планета в виде трапеции. — В слове трапеция нет звуков [з], [з’] и [с] и [з]? — Планета розового цвета. -В слове розовый есть звук [з].
-Слова складываются в словосочетания, потом в предложения. -Предложения в текст. -Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова друг от друга пишутся раздельно, после последнего слова ставится точка.
Выполняют задание. -Этот текст про собаку Зевс и девочку Зину. -Зина, поступила правильно. -Зевс, Зина, пёс, остался, сорвал, салфетку, со стола, собака. Записывают слова, выделяют СЭ-треугольником, ЗЭ — кружком. Выполняют задание. |
Познавательные: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов. Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий. Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий. Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом.
Познавательные: закреплять навыки построения распространенных предложений.
Регулятивные: развивать самоконтроль за правильностью выполнения действий.
Коммуникативная: уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли. |
Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов занятия
Рефлексия |
3 мин. |
— И вот наша последняя планета «Результат». На доске появляется геометрическая фигура –Овал коричневого цвета и картина Васильева «Деревня» (Приложения 30, 31).
-На какую геометрическую фигуру похожа планета и какого цвета? -На ней находится маленькая деревня без названия. Посмотрите, как бедно живут люди. Так получилось, что в ней знания и цивилизация не прижились. В результате, люди здесь живут без хорошего быта, у них нет благосостояния. -Благосостояние, что означает это слово? -Вы правы. Благосостояние — это обеспеченность населения государства или семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными и духовными благами. -А вы за урок получили много знаний? -Чему мы сегодня учились на занятии? -Какие задания вам понравилось выполнять? — Какие задания вам показались трудными? -Оцените свою умственную работу, поставьте себе оценку. -Оцените свою активность на занятии, поставьте оценку.
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. -Я и буквы СЭ и ЗЭ прощаемся с вами и ждем новых встреч. |
-Овал коричневого цвета.
— Ответы обучающихся.
-Да, много! -Учились различать звуки и буквы [с], [с’] и [з] [з’] и буквы СЭ и ЗЭ. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. Обучающиеся ставят себе оценки в своих тетрадях и объясняют почему такая оценка.
Дети прощаются, уходят. |
Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь опередять качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: закреплять навыки рефлексии. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Знаково-символические символы. |