Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Технологическая карта группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [с’] — [ш]».

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Екатерина Анатольевна Ситникова - - класс - 403

Технологическая карта группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [с’] — [ш]».

Ф.И.О.
учителя-логопеда
Ситникова Екатерина Анатольевна , учитель-логопед ГОА ОУ «ЦОРиО», г. Липецка
Группа (класс,
логопедическое заключение)
2 «Б» класс
Логопедическое заключение: Недостатки чтения и письма, обусловленные ФФНР
Тема занятия «Дифференциация [с], [с’] — [ш]»
Тип занятия «Отработки умений и рефлексии»
Используемые технологии
  • Технология на основе деятельностного подхода.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология поэтапного формирования умственных действий.
Цель занятия Формирование у обучающихся умений различать [с],  [с’] — [ш] в слогах и словах.
Планируемые образовательные результаты Предметные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
обучающиеся смогут:
— сравнивать звуки артикуляционно и акустически;
— совершенствовать навыки чтения.
обучающиеся смогут:
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
— составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
— продолжат развитие звукового и слогового анализа.
— развивать умение высказывать свою мысль;
—  умение отвечать на вопрос полным предложением;
— умение слушать и понимать других.
— развивать умение ставить цели и действовать по составленному плану. — формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ресурсы  Карточки с буквами Ш и С, счетные палочки, карточки с заданиями,  план характеристики, схема артикуляции.

Организационная структура логопедического занятия

 

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

I этап.
Мотивации.

— создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс;
— формировать правильную артикуляцию звуков.
 

1 мин

 

Показ образца выполнения упражнения.

 

Фронтально

 

-Здравствуйте.

-Чтобы правильно и четко выговаривать звуки на занятии выполним артикуляционную гимнастику.

-Выполните упражнения: 1)  «БЕГЕМОТ» 2) «ЛЯГУШКА» 3) «СЛОН» 4) «ФУТБОЛ» 5) «КАЧЕЛИ» 6) «ЧАСИКИ» 7) «ЧИСТИМ ЗУБКИ».

 

Приветствуют учителя – логопеда.

Выполняют артикуляционную гимнастику

 

Общеучебные.

 

Контроль правильности действия.

 

II этап.   Актуализации знаний и пробного учебного действия.

— актуализировать знания о слого —  звуковом составе.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

2 мин

 

Практические: устные.

 

Фронтально

 

-Повторите за мной цепочку слогов и назовите, какой слог повторяется дважды.
ша-ша-са         ши-ши-сы
со-шо-шо         сэ-сэ-шэ
су-су-шу         шо-со-со

са-ша-са         ши-са-ши

 

Повторяют слоги, называют слог, который повторялся дважды.

 

Развитие звукового анализа.

 

Построение речевого высказывания.

 

Выполнение действия в громкоречевой форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

 

III этап. Выявления места и причины затруднений.

— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;
— фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

2 мин

 

Практические:
устные, аналитико-синтетические.

 

Фронтально

 

— У меня есть знакомая девочка. Она ваша ровесница, она, также как и вы, умеет читать и писать, но есть проблема: она путает буквы. Я хочу зачитать вам предложения, которые она записала. Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие буквы она путает?
Я посла песком по новому сошше. У меня ешть подруга Шаса.

 

Смысловой и звуковой анализ слов.

 

Логические.

 

Построение речевого высказывания.

 

Выполнение действия в громкоречевой форме.

 

Формирование границ собственного знания и незнания.

— Догадались, какие буквы путает девочка?
— Для чего нужно нам их различать?
Пытаются сформулировать проблему. Формулировка проблемы. Построение речевого высказывания. Целеполагание. Формулирование собственного мнения.
     
 

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

— обучающиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
— предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель-логопед может уточнить;
— выбирают способ построения НЗ (как?) – метод  уточнения (из ранее изученных  действий);
— определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи)..
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

4 мин

 

Наглядно-демонстрационные:   план характеристики, схема артикуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

 

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия.

 

Пытаются сформулировать тему.

 

Логические.

 

Построение речевого высказывания.

 

Выполнение действия в громкоречевой форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

— Давайте с помощью плана характеристики звуков найдем, что общего у этих звуков?
Чем они отличаются?

 

Ищут общее и различное

 

Логические.

 

Построение речевого высказывания.

 

Выполнение действия в громкоречевой форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

ПЛАН – СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

 

ГЛАСНЫЙ ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
 

УДАРНЫЙ (УД.)
БЕЗУДАРНЫЙ (БЕЗУД.)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗВОНКИЙ (ЗВ.)

 

ГЛУХОЙ (ГЛУХ.)

 

ТВЁРДЫЙ (ТВ.),

 

МЯГКИЙ (МЯГК.)

 

ПАРНЫЙ (ПАРН.)

 

НЕПАРНЫЙ (НЕПАРН.)

 

-Что нужно уметь девочке, чтобы их не путать?

 

Отвечают на проблемный вопрос

 

Постановка и решение проблемы.

 

Умение формулировать собственное мнение.

 

Планирование действий в связи с поставленной задачей.

 

Развитие познавательных интересов.

 

V этап.
Реализация построенного проекта.

— усвоение нового способа действия;
— выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий;
— проговаривание   выполнения вслух.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

2 мин

 

Наглядно-демонстрационные:
демонстрация букв со  словами на доске.

 

Фронтально

 

-Найти и прочитать слова, которые спрятались среди букв.
ЮБЖСУШКАИЕЛДЦОЛ

ЗЩЮБДВАТРУШКАХЙ

ДЖАЭКЕСОСИСКИИТР

ТРИПНБЬКВАСМСУВО

ОПРОПРСОКОЛРПОДР

 

 

Находят и читают слова.

 

Общеучебные.

 

Адекватное использование речевых средств.

 

Выполнение действия в громкоречевой форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

1 мин

 

Практические.

 

Фронтально

 

-Пропишите буквы в воздухе. Первый ряд – С, второй ряд – Ш.

 

Прописывают в воздухе всей рукой, потом только кистью, потом только пальцами.

 

Общеучебные.

 

Контролирование правильности действий.

 

Развитие познавательных интересов.

1 мин Показ образца выполнения. Фронтально -Прежде, чем работать в тетрадях, выполним пальчиковую гимнастику.

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда!
(Складываем руки

домиком)
В домик прячемся – сюда!

 

Выполняют пальчиковую гимнастику. Общеучебные. Контролирование правильности действий.
 

2 мин

 

Практические:
аналитико-синтетические.

 

Фронтально

 

Выложите из счетных палочек буквы Ш (IIII) –4 палочки, С (III) – 3 палочки

 

Выкладывают из счетных палочек буквы Ш, С.

 

Общеучебные.

 

Выполнение действия в умственной форме.

 

Формирование границ собственного знания и незнания.

 

 

2 мин

 

Практические:
выделение звука в слове.

 

Фронтально

 

Логопед раздаёт детям карточки с буквами: на одной буква С, а на другой буква Ш.

-Если вы услышите в слове, которое я произнесу [с] или [с’], то поднимите карточку с буквой С. Если вы услышите в слове, которое я произнесу [ш], то поднимите карточку с буквой Ш.

Слова: груша, слива, вишня, смородина, ананас, апельсин, крыжовник.

 

Выполняют задания.

 

Развитие звукового анализа.

 

Контролирование правильности действий.

 

Развитие познавательных интересов.

 

VI этап.
Оздоровительный
момент.

— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

2 мин

 

Показ образца выполнения упражнения.

 

Групповая

 

Выполняет гимнастику для глаз вместе с обучающимися.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

 

Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

Общеучебные.

   

Контролирование правильности действий.

 
 

VII  этап.
Включение в систему знаний и повторения.

— усвоение нового способа действия;
— выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий;
— проговаривание   выполнения вслух.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

4 мин

 

Практические:
аналитико-синтетические,
работа у доски.

 

Индивидуально

 

-Выполнить задание на карточках.

Игра «Составь меню». Соедините по смыслу слова первого и второго столбика.

…добные                ки…ель

…ладкая                       …ок

Ки…лый                 пы…ки

Вку…ный                  мор…

…ливовый                 анана…

…очный                     гру…а

ви…нёвый            апель….ин

 

Школьники по очереди выходят к доске и выполняют задание, проговаривая вслух .

 

Развитие звукового анализа.

 

Построение речевого высказывания.

 

Выполнение действия в умственной и громкоречевой форме.

 

 

Развитие познавательных интересов.

 

1 мин

 

Практические: выполнение инструкций.

 

Фронтально

 

-Выполним гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.

 

 

Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

Общеучебные.

 

Контролирование правильности действий.

 

3 мин

 

Практические:
аналитико-синтетические,
действенные.

 

 

Фронтально

 

Игра «Добавь слог»
-Допиши недостающий слог с буквой  С или Ш.

…….хар

Ка…..

Колба…

……лат

Мя……

Абри……..

Верми………

Ту………..нка

 

Образуют слова.

 

Развитие слогового анализа и синтеза.

 

Адекватное использование речевых средств.

 

Контролирование правильности действий.

 

Формирование границ собственного знания и незнания.

 

2 мин

 

Практические: аналитико-синтетические,
действенные.

 

Индивидуально

 

-Запиши слова двумя цветами (синим, зелёным).

-Если в слове С — мягкая, то запиши  это слово зелёным цветом, а если С/Ш в слове твёрдая, тогда запиши это слово синим цветом.

Слова: капуста, картошка, пшено, сельдь, окрошка, фасоль, сельдерей, чеснок.

 

 

Записывают  слова нужным цветом и чётко проговаривают их.

 

Развитие слогового анализа и синтеза.

 

Адекватное использование речевых средств.

 

Выполнение действия в умственной и громкоречевой форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

VIII этап. Самостоятельная
работа.

— создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля;
— способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

5 мин

 

Практические:
аналитико-синтетические,
письмо под диктовку.

 

Фронтально

 

— Запишите слова в два столбика, в первый – со звуками [с] или [с’], во второй – со звуком [ш].
Слова: шампиньоны, шоколад, эскимо, суп, сок, шашлык, рис.

 

 

Записывают слова под диктовку в два столбика.

 

Постановка и решение проблемы.

 

Умение оценить правильность выполнения действия.

 

Формирование границ собственного знания и незнания.

 

IX этап. Включение в систему знаний.

— создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля;
— способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

2 мин

 

Практические:
аналитико-синтетические,
письмо под диктовку.

 

Фронтально

 

Работа со словами, написанными на доске.

-Прочитайте слова, записанные на доске. Какие словосочетания можно составить из этих слов?

Слова: лапша, сыр, рассольник, шаурма.

 

 

Читают слова,
составляют словосочетания.

 

Постановка и решение проблемы.

 

Построение речевого высказывания.

 

Выполнение действия в громкоречевой и умственной форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

5 мин

 

Практические:
аналитико-синтетические,
письмо под диктовку.

 

Фронтально

 

-Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь под диктовку.
Проверьте.

Например: вкусная лапша, свежий сыр и т. д.

 

Записывают словосочетаний
с последующей проверкой.

 

Постановка и решение проблемы.

 

Выполнение действия в громкоречевой и умственной форме.

 

Развитие познавательных интересов.

 

X этап.
Рефлексия.

— формировать адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
— формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
 

1 мин

 

Обобщение, сравнение.

 

Индивидуально

 

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Чем отличаются звуки [с] — [ш]?
— Что понравилось на занятии?
— При выполнении, каких упражнений испытывали затруднения?
— Я рада, что и в конце нашего занятия у вас хорошее настроение.

 

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы логопеда.

 

Логические.

   

Умение оценивать правильность выполнения своих действий.

 

Оценка своих действий.