Технологическая карта группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [с’] — [ш]».
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Екатерина Анатольевна Ситникова | - | - класс | - | 403 |
|
Технологическая карта группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [с’] — [ш]».
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Ситникова Екатерина Анатольевна , учитель-логопед ГОА ОУ «ЦОРиО», г. Липецка | |||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
2 «Б» класс Логопедическое заключение: Недостатки чтения и письма, обусловленные ФФНР |
|||||
Тема занятия | «Дифференциация [с], [с’] — [ш]» | |||||
Тип занятия | «Отработки умений и рефлексии» | |||||
Используемые технологии |
|
|||||
Цель занятия | Формирование у обучающихся умений различать [с], [с’] — [ш] в слогах и словах. | |||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | |
обучающиеся смогут: — сравнивать звуки артикуляционно и акустически; — совершенствовать навыки чтения. |
обучающиеся смогут: — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, — составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; — продолжат развитие звукового и слогового анализа. |
— развивать умение высказывать свою мысль; — умение отвечать на вопрос полным предложением; — умение слушать и понимать других. |
— развивать умение ставить цели и действовать по составленному плану. | — формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; — осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
||
Ресурсы | Карточки с буквами Ш и С, счетные палочки, карточки с заданиями, план характеристики, схема артикуляции. |
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
I этап. |
— создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс; — формировать правильную артикуляцию звуков. |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 мин |
Показ образца выполнения упражнения. |
Фронтально |
-Здравствуйте. -Чтобы правильно и четко выговаривать звуки на занятии выполним артикуляционную гимнастику. -Выполните упражнения: 1) «БЕГЕМОТ» 2) «ЛЯГУШКА» 3) «СЛОН» 4) «ФУТБОЛ» 5) «КАЧЕЛИ» 6) «ЧАСИКИ» 7) «ЧИСТИМ ЗУБКИ». |
Приветствуют учителя – логопеда. Выполняют артикуляционную гимнастику |
Общеучебные. |
Контроль правильности действия. |
|||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализации знаний и пробного учебного действия. |
— актуализировать знания о слого — звуковом составе. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Практические: устные. |
Фронтально |
-Повторите за мной цепочку слогов и назовите, какой слог повторяется дважды. са-ша-са ши-са-ши |
Повторяют слоги, называют слог, который повторялся дважды. |
Развитие звукового анализа. |
Построение речевого высказывания. |
Выполнение действия в громкоречевой форме. |
Развитие познавательных интересов. |
|||||||||||||||||||||||
III этап. Выявления места и причины затруднений. |
— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей; — фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Практические: |
Фронтально |
— У меня есть знакомая девочка. Она ваша ровесница, она, также как и вы, умеет читать и писать, но есть проблема: она путает буквы. Я хочу зачитать вам предложения, которые она записала. Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие буквы она путает? |
Смысловой и звуковой анализ слов. |
Логические. |
Построение речевого высказывания. |
Выполнение действия в громкоречевой форме. |
Формирование границ собственного знания и незнания. |
|||||||||||||||||||||||
— Догадались, какие буквы путает девочка? — Для чего нужно нам их различать? |
Пытаются сформулировать проблему. | Формулировка проблемы. | Построение речевого высказывания. | Целеполагание. | Формулирование собственного мнения. | ||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. |
— обучающиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); — предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель-логопед может уточнить; — выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий); — определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
4 мин |
Наглядно-демонстрационные: план характеристики, схема артикуляции.
|
Фронтально |
-Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия. |
Пытаются сформулировать тему. |
Логические. |
Построение речевого высказывания. |
Выполнение действия в громкоречевой форме. |
Развитие познавательных интересов. |
|||||||||||||||||||||||
— Давайте с помощью плана характеристики звуков найдем, что общего у этих звуков? |
Ищут общее и различное |
Логические. |
Построение речевого высказывания. |
Выполнение действия в громкоречевой форме. |
Развитие познавательных интересов. |
||||||||||||||||||||||||||
ПЛАН – СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
-Что нужно уметь девочке, чтобы их не путать? |
Отвечают на проблемный вопрос |
Постановка и решение проблемы. |
Умение формулировать собственное мнение. |
Планирование действий в связи с поставленной задачей. |
Развитие познавательных интересов. |
||||||||||||||||||||||||||
V этап. |
— усвоение нового способа действия; — выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий; — проговаривание выполнения вслух. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Наглядно-демонстрационные: |
Фронтально |
-Найти и прочитать слова, которые спрятались среди букв. ЗЩЮБДВАТРУШКАХЙ ДЖАЭКЕСОСИСКИИТР ТРИПНБЬКВАСМСУВО ОПРОПРСОКОЛРПОДР
|
Находят и читают слова. |
Общеучебные. |
Адекватное использование речевых средств. |
Выполнение действия в громкоречевой форме. |
Развитие познавательных интересов. |
|||||||||||||||||||||||
1 мин |
Практические. |
Фронтально |
-Пропишите буквы в воздухе. Первый ряд – С, второй ряд – Ш. |
Прописывают в воздухе всей рукой, потом только кистью, потом только пальцами. |
Общеучебные. |
Контролирование правильности действий. |
Развитие познавательных интересов. |
||||||||||||||||||||||||
1 мин | Показ образца выполнения. | Фронтально | -Прежде, чем работать в тетрадях, выполним пальчиковую гимнастику.
Апельсин (Рука сжата в кулачок) домиком)
|
Выполняют пальчиковую гимнастику. | Общеучебные. | Контролирование правильности действий. | |||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Практические: |
Фронтально |
— Выложите из счетных палочек буквы Ш (IIII) –4 палочки, С (III) – 3 палочки |
Выкладывают из счетных палочек буквы Ш, С. |
Общеучебные. |
Выполнение действия в умственной форме. |
Формирование границ собственного знания и незнания.
|
||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Практические: |
Фронтально |
Логопед раздаёт детям карточки с буквами: на одной буква С, а на другой буква Ш. -Если вы услышите в слове, которое я произнесу [с] или [с’], то поднимите карточку с буквой С. Если вы услышите в слове, которое я произнесу [ш], то поднимите карточку с буквой Ш. Слова: груша, слива, вишня, смородина, ананас, апельсин, крыжовник. |
Выполняют задания. |
Развитие звукового анализа. |
Контролирование правильности действий. |
Развитие познавательных интересов. |
||||||||||||||||||||||||
VI этап. |
— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Показ образца выполнения упражнения. |
Групповая |
Выполняет гимнастику для глаз вместе с обучающимися. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! |
Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Общеучебные. |
Контролирование правильности действий. |
|||||||||||||||||||||||||
VII этап. |
— усвоение нового способа действия; — выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий; — проговаривание выполнения вслух. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
4 мин |
Практические: |
Индивидуально |
-Выполнить задание на карточках. Игра «Составь меню». Соедините по смыслу слова первого и второго столбика.
|
Школьники по очереди выходят к доске и выполняют задание, проговаривая вслух . |
Развитие звукового анализа. |
Построение речевого высказывания. |
Выполнение действия в умственной и громкоречевой форме.
|
Развитие познавательных интересов. |
|||||||||||||||||||||||
1 мин |
Практические: выполнение инструкций. |
Фронтально |
-Выполним гимнастику для глаз. Мы гимнастику для глаз Вправо, влево, кругом, вниз, Укрепляем мышцы глаза.
|
Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Общеучебные. |
Контролирование правильности действий. |
|||||||||||||||||||||||||
3 мин |
Практические:
|
Фронтально |
Игра «Добавь слог»
|
Образуют слова. |
Развитие слогового анализа и синтеза. |
Адекватное использование речевых средств. |
Контролирование правильности действий. |
Формирование границ собственного знания и незнания. |
|||||||||||||||||||||||
2 мин |
Практические: аналитико-синтетические, |
Индивидуально |
-Запиши слова двумя цветами (синим, зелёным). -Если в слове С — мягкая, то запиши это слово зелёным цветом, а если С/Ш в слове твёрдая, тогда запиши это слово синим цветом. Слова: капуста, картошка, пшено, сельдь, окрошка, фасоль, сельдерей, чеснок.
|
Записывают слова нужным цветом и чётко проговаривают их. |
Развитие слогового анализа и синтеза. |
Адекватное использование речевых средств. |
Выполнение действия в умственной и громкоречевой форме. |
Развитие познавательных интересов. |
|||||||||||||||||||||||
VIII этап. Самостоятельная |
— создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля; — способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
5 мин |
Практические: |
Фронтально |
— Запишите слова в два столбика, в первый – со звуками [с] или [с’], во второй – со звуком [ш].
|
Записывают слова под диктовку в два столбика. |
Постановка и решение проблемы. |
Умение оценить правильность выполнения действия. |
Формирование границ собственного знания и незнания. |
||||||||||||||||||||||||
IX этап. Включение в систему знаний. |
— создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля; — способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Практические: |
Фронтально |
Работа со словами, написанными на доске. -Прочитайте слова, записанные на доске. Какие словосочетания можно составить из этих слов? Слова: лапша, сыр, рассольник, шаурма.
|
Читают слова, |
Постановка и решение проблемы. |
Построение речевого высказывания. |
Выполнение действия в громкоречевой и умственной форме. |
Развитие познавательных интересов. |
|||||||||||||||||||||||
5 мин |
Практические: |
Фронтально |
-Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь под диктовку. Например: вкусная лапша, свежий сыр и т. д. |
Записывают словосочетаний |
Постановка и решение проблемы. |
Выполнение действия в громкоречевой и умственной форме. |
Развитие познавательных интересов. |
||||||||||||||||||||||||
X этап. |
— формировать адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности; — формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
1 мин |
Обобщение, сравнение. |
Индивидуально |
– Что нового вы сегодня узнали на занятии? |
Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы логопеда. |
Логические. |
Умение оценивать правильность выполнения своих действий. |
Оценка своих действий. |
||||||||||||||||||||||||