Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Картотека пальчиковых игр

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Мария Сергеевна Кобзева класс 287

«Рука — это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
«Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризной и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5- 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми пропорциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Все упражнения разделены на три группы.
1 группа.
Упражнение для кистей рук:
•развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
•учат напрягать и расслаблять мышцы
•развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
•учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа.
Упражнения для пальцев условно статические:
•совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа.
Упражнения для пальцев динамические:
•развивают точную координацию движений
•учат сгибать и разгибать пальцы рук
•учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Картотека пальчиковых игр
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальцы на руках, начиная с больших)
Будем листья собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Листья берѐзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберѐм,
Маме осенний букет отнесѐм.
(«шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

«Поздняя осень»
Солнышко греет ужеле – еле;
Перелѐтные птицы на юг улетели;
(дети поочерѐдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету))
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
(сжимают руки в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводят руками перед собой)

«Перелётные птицы»
Тили-тили, тили-тили
На юг птицы улетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладонями)
Улетел от нас скворушка — Серенькое пѐрышко.
Жаворонок, соловей торопились:
Кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж!
(поочерѐдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

«Овощи»
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев
Вырос у насчесночок, (указательный левой руки)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец правой руки)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили, (указательный)
Прощай же на год,(большой палец левой руки)
Наш друг – огород. (большой палец правой руки)

«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много.
Вот:
(левую ладонь держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нѐм)
Будем яблоки крошить,
(показать руками «крошить»)
Грушу будем мы рубить,
(показать руками «рубить»)
Отожмѐм лимонный сок,
(имитация как отжимают сок руками)
Слив положим и песок.
(показать руками: «срывать» сливы с «веточки руки», добавить сахар: имитация движением)
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
(опять «варить» и «помешивать»).

«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
(ритмично сжимают и разжимают кулаки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в сервант поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом,
Посидели за столом.
(загибают пальцы, начиная с больших на каждое название мебели)Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
(ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок)

«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(«лепят» меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий.
(грозят пальцем)
Раз – подбросим,
(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем.
(приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним
(встают, роняют воображаемый снежок).

«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальцы по одному, одновременно на руках)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат» хлебушек всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещѐ в снегу валялись.
(кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(стряхивают ладони)
Съели суп, и спать легли.

«Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей
(дети ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Прилетело? Мы расскажем.
(машут перекрѐстно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
(на каждое название птицы дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)
Дятел в пѐстрых пѐрышках.
Всем хватило зѐрнышек!
(трут большие пальцы об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

Дружно пальцы мы считаем
– Насекомых называем.
(дети сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
Бабочка, кузнечик, муха,
Этот жук с зелѐным брюхом.
(поочерѐдно сгибают пальцы в кулак, начиная с большого)
Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит! (прячут руки за спину)