Полезные ссылки
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Су-Джок терапия как средство развития речи детей.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Мария Сергеевна Кобзева - - класс - 238

         

Все педагоги понимают, насколько в обучении детей необходима и важна правильная мотивация. Сформированная позитивная мотивация к обучению у детей – это залог успеха. Поэтому ежедневно перед педагогами встаёт вопрос: как вовлечь ребенка в активную деятельность на занятиях? как повысить эффективность коррекционных занятий? Психологи советуют: для того чтобы поддерживать интерес ребенка к обучению, необходимо обеспечить его стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений.

Многие специалисты знают о прямой зависимости между развитием мелкой моторики и четкой речью. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием используются нетрадиционные технологии. Я   хочу представить     вам    нетрадиционную   технологию Су-Джок терапия и рассказать о ее возможном использовании в работе учителя-логопеда.

Целью данной технологии в логопедической работе является коррекция речевых нарушений у детей посредством применения Су-Джок массажеров.

Актуальность и целесообразность использования Су-Джок терапии в работе по развитию речи детей объясняется тем, что:

  • это новая технология, которая открывает новые возможности. Первая статья о су-джок терапии появилась в корейском журнале в 1987 году. Первые семинары в России состоялись в 1992 году;
  • детям с нарушениями речи характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к процессу обучения. Использование массажера Су-Джок помогает решить эту проблему;
  • это полифункциональная технология, которая может быть использована при коррекции и развитии разных сторон речи детей.

Немного теории.

Су-Джок – это одно из направлений нетрадиционной восточной медицины. Разработал это направление южно-корейский профессор Пак Чже Ву, академик, президент Корейского института Су-Джок, президент международной ассоциации врачей Су-Джок. В дословном переводе с корейского языка «су» — это кисть, а «джок» — стопа.

Су-Джок – это общий термин, который описывает систему лечения без лекарств, включающую различные методы стимулирования только стоп и ладоней с помощью пальцев, семян, иголок, камней и магнитов.

Теоретической основой этой системы исцеления является открытие саморегулирования энергетической системы человеческого тела: организм человека – целостный механизм, в котором всё взаимосвязано, в каждом органе содержится информация о других частях человеческого тела. Ладони и стопы являются наиболее доступными органами человека, через которые возможно воздействовать на другие части тела. Они своего рода пульты дистанционного управления для лечения всего организма.

За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок – это верхние фаланги пальцев, поэтому при массаже Су-Джок шариком особое внимание уделяется именно этим участкам кисти руки.

Задачи применения технологии Су-Джок в логопедической работе:

  • воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок, стимулируя речевые зоны головного мозга;
  • использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах коррекционной работы;
  • повышать интерес детей и создавать психофизиологический комфорт во время коррекционных занятий.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажеры типа «каштан». Внутри таких шариков —

«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Прокатывая шарик между ладошками, проговаривая речевой материал, дети стимулируют биологически активные точки и активизируют речевые центры в коре головного мозга.

Существует несколько основных упражнений при использовании Су- Джок массажеров:

  1. Шарик находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Катаем шарик вперёд-назад.
  2. Шарик находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делаем круговые движения, катая шарик по ладоням.
  3. Держа шарик подушечками пальцев, делаем вращательные движения вперёд.
  4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
  5. Держа шарик   подушечками   пальцев,   делаем   вращательные движения назад.
  6. Подкидываем шарик двумя руками на высоту 20—30 см и ловим его.
  7. Зажимаем шарик между ладонями, пальцы сцеплены в «замок»,локти направлены в стороны. Давим ладонями на мяч (4—6 раз).
  8. Перекладываем шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка. Массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла. Нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение. Необходимо избегать интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.

Формы работы с Су-Джок могут быть самыми разнообразными. Используются массажеры на логопедических занятиях в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико- грамматических категорий; для развития фонематического восприятия и мелкой моторики; для развития навыков пространственной ориентации. Это способствует повышению физической и умственной работоспособности и создает возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком. Формы организации занятий могут быть индивидуальные, подгрупповые или фронтальные. Использование Су-Джок массажеров возможно в любом месте и в любую свободную минуту.

Этапы внедрения Су-Джок технологии:

  • 1-й этап. Знакомство детей с Су-Джок тренажерами, правилами их использования. Презентация «Ёжик на прогулке».
  • 2-й этап. Закрепление   приобретенных   умений   и    навыков   в упражнениях, играх на различных этапах коррекционной работы.
  • 3-й этап. Самостоятельное использование тренажеров Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями детей.

Игры    с     использованием    массажного     шарика    Су-Джок     в логопедической работе.

  1. Развитие мелкой моторики. Различные пальчиковые упражнения, как с шариком, так и с эластичным кольцом. Упражнения сопровождаются небольшим стихотворением или потешкой.

Упражнение с шариком. Мячик-ёжик мы возьмем (катаем между ладонями), покатаем (катаем между ладонями по кругу) и потрем (катаем вперед-назад). Бросим мячик и поймаем (выполняем соответствующие движения). И иголки посчитаем (пальцами перебираем шарик и прокручиваем). Пустим ежика на стол и ладошкою прижмем. И немножко покатаем. Потом ручки поменяем (выполняем соответствующие движения).

Упражнение с колечком. Этот пальчик самый главный, самый сильный и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и растет он в середине. Этот пальчик безымянный, избалованный он самый. А мизинчик хоть и мал, но он ловок и удал (колечки поочередно надеваются на пальцы и прокатываются).

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
    • «Ловушка для шарика». По типу игры «Поймай звук хлопком». Мы просим ребенка: если услышишь звук, сожми шарик в ладони.
    • «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери». При характеристике звука: согласный — гласный, твердый — мягкий. Используются шарики красного, синего и зеленого цвета.
    • «Найди место звука». Просим ребенка на слух определить место звука в слове и положить шарик в нужное окошко на карточке (начало, середина, конец).
    • «Постучи, как я». Ребенок отстукивает ритм (шариком по ладони), заданный педагогом.
  2. Развитие звукового и слогового анализа слов.
    • «Раздели слова на слоги»: ребенок делит слово на слоги и столько же раз стучит шариком по ладони (или столько же раз сжимает шарик в ладони).
    • Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су-Джок. Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный.
  3. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков).
    • «Научи Ёжика». Произносим отрабатываемый звук (слог), нажимая на шарик двумя пальцами поочередно (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец). Одной рукой, затем усложняем – двумя руками одновременно.
    • «Расскажи стихотворение». Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука. С этой же целью можно предложить ребёнку поочерёдно надевать массажные кольца на каждый палец, произнося стихотворный текст.
  • «Колючая дорожка». Из полусфер мячиков строим колючую дорожку, по которой ребенок «бегает» пальцами, повторяя слоги. При дифференциации звуков в произношении, например с-ш, можно выложить дорожку из полусфер двух цветов. И попросить ребенка, наступая на шарик красного цвета, произносить звук (слог) с (са), а наступая на шарик зеленого цвета звук (слог) ш (ша).
  • «Дорожки». Прокатываем шарик пальцами по нарисованным дорожкам, произнося отрабатываемый звук. Здесь можно фантазировать: добавлять персонажей на нужный звук, называть предметы, которые встретил на своем пути ежик. При желании можно поработать над развитием связной речи и сочинить небольшой рассказ, привлекая воображение.
  1. Активизация словаря и совершенствование лексико- грамматических категорий.
    • Игра «Я знаю 5 названий…». Ребенок подкидывает шарик (или надевает кольцо на пальцы) и называет 5 слов на заданную тему.
    • «По ладошке мяч катаю – и животных называю» (соответственно по другим лексическим темам). Мячик прокатывает от основания ладошки к каждому пальцу.
    • «Остановки». Логопед перечисляет различные предметы по лексической теме. Дети прокатывают шарик Су–Джок между ладонями в вертикальной плоскости и останавливаются, когда услышат слово из другой лексической группы. Это еще развивает слуховое внимание детей.
    • Упражнение «Один — много». Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.
    • Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
    • Совершенствование навыков употребления предлогов. По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот — ребёнок должен описать действие взрослого.

6. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

    • Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д.
    • «Глазки закрывай, на каком пальце колечко – угадай». Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на каком пальце колечко.
    • «Что за чем». Развитие слухового внимания и памяти. Ребенок по инструкции взрослого выкладывает цепочку цветных шариков (красный – синий – желтый).
    • По инструкции ребенок собирает желто-зеленый шарик, красно- синий шарик, красно-желтый шарик и т.д.
    • Ребёнка просят поднять шарик правой или левой рукой. Со временем инструкция усложняется: «Подними красный шарик левой рукой, а синий шарик правой».
    • «Составь узор» (ориентация на листе бумаги, закрепление понятий «верх-низ», «право-лево», предлогов «над», «под»).

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии в логопедической практике являются:

Полифункциональность – может использоваться на различных этапах коррекционной работы и с разными целями.

Абсолютная безопасность – неправильное применение не может нанести вред ребенку.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Наглядность – необычная форма, яркие цвета, тактильные ощущения привлекают детей, повышают интерес.

Таким образом, сочетание упражнений пальчиковой гимнастики, самомассажа и упражнений по развитию речи позволяет повысить эффективность образовательного процесса, помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Кроме того, хочется отметить, что при систематическом использовании Су-Джок массажера кисти и пальцы ребенка становятся подвижными, гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма. В заключении хочется отметить, что к су-джок терапии я отношусь в большей степени как к игровому приему, чем как к лечебной процедуре. Но, с другой стороны, восточная медицина насчитывает более трех тысяч лет, у нее миллионы последователей, связь между развитием мелкой моторики и речи доказана, поэтому кто знает…? В любом случае, на занятиях с су-джок массажерами ребенок позитивен, активен, мотивирован, а это значит, что итог коррекционной работы будет положительным.