Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Технологическая карта группового логопедического занятия «Преодоление аграмматизмов падежных окончаний в устной речи» (3 класс)

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Екатерина Анатольевна Ситникова - - класс - 273

Технологическая карта  группового логопедического занятия  «Преодоление аграмматизмов падежных окончаний в устной речи»  (3 класс)

Ф.И.О.
учителя-логопеда
Ситникова Екатерина Анатольевна ГОА ОУ «ЦОРиО» г. Липецк
Группа (класс,
логопедическое заключение)
3 класс
Логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии
Тема занятия «Преодоление аграмматизмов падежных окончаний в устной речи»
Тип занятия «Отработки умений и рефлексии»
Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия  Сформировать умение преодолевать аграмматизмы падежных окончаний в устной речи
Планируемые образовательные результаты Предметные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
Обучающийся научится:

-использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

-осуществлять самоконтроль при списывании  посредством орфографического чтения.

обучающиеся смогут:
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
— составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
— продолжить развитие звукового и слогового анализа.
— развивать умение высказывать свою мысль;
— умение отвечать на вопрос полным предложением;
— умение слушать и понимать других.
— развивать умение ставить цели и действовать по составленному плану. — формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной

деятельности;
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ресурсы Карточки с заданиями, картинка «светофор», ручки, карандаши, тетради.

 

Организационная структура логопедического занятия

 

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

 

Осуществляемые действия

I этап.
Мотивации.
— создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс;
— формировать правильную артикуляцию звуков.
5 мин. Показ образца выполнения упражнения Фронтальная -Здравствуйте.

-Чтобы правильно и четко выговаривать звуки на занятии выполним артикуляционную гимнастику:

1)  «БЕГЕМОТ» 2) «ЛЯГУШКА» 3) «СЛОН» 4) «ФУТБОЛ» 5) «КАЧЕЛИ» 6) «ЧАСИКИ» 7) «ЧИСТИМ ЗУБКИ».

Выполняют артикуляционную гимнастику Регулятивные УУД:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

II этап.  

Актуализации знаний и пробного учебного действия.

 

 

-повторить имеющиеся у обучающихся знания и умения, необходимые для введения новой темы;

-актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3 мин. Практические: устные. Фронтальная -Послушайте сказку:

Сказка братцы – падежи».

Жили-были 6 братьев, 6 падежей.

У Именительного всегда всё ЕСТЬ . Он так и говорил: «У меня ЕСТЬ Кто? или Что? ». А Родительный был жадным. И всегда говорил: «У меня НЕТ ни Кого? и ни Чего? ». А Дательный был добрый и всегда всем всё давал. Только и слышно было повсюду: « ДАТЬ Кому? или Чему? ». Винительный всегда всё видел. И говорил всем: «Я ВИЖУ Кого? или Что? ». Братец Творительный был всегда всем доволен. Только и слышно было: «Я ДОВОЛЕН Кем? или Чем? ». А Предложный всегда обо всех думал. И говорил: «Я ДУМАЮ о Ком? или о Чём? ».

Перед вами лежит карточка с заданием.

Ответьте на вопросы и подчеркните правильный ответ по образцу.

Образец: Чем пилят дрова? (Отвёрткой / пилой)

 

Чем вытираются? (Полотенцем / супом)

Кто сидит за партой? (Медведь / ученик)

Кого увидела бабушка? (Внучку / сон)

Кому учитель поставил пятёрку (Ученице / коту)

Где живёт лиса? (В лесу / в сарае)

Что Анна перевела дома? (Текст / утку)

Слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Личностные УУД:

-развитие познавательных интересов.

 

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

III этап. Выявления места и причины затруднений.

 

 

— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;
— фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения.
7 мин. Практические:
аналитико-синтетические,
работа с карточками.
Индивидуальная -У меня есть знакомая девочка, которая путает  падежные окончания имён существительных. Помогите ей справиться со следующими заданиями.

— Перед вами лежит карточка с заданием.

— Просклоняй имена существительные.

И. п. кто? рыбка

Р.п. кого? (рыбки)

Д.п. кому? (рыбке)

В.п. кого? (рыбку)

Т.п. кем? (рыбкой)

П.п. о ком? (о рыбке)

-Ответьте на следующие вопросы:

1)Кто работает метлой (дворник, бабушка, соседка Маша и т.д.)

2)В лесу растёт много белых (чего?)

3)Кого дети увидели в зоопарке? (слона, льва, медведя, пони и т. д.)

4) Кому протирать парты? (ученику, ученице, Тане, Ване и т.д.)

5) Рисуют чем? (карандашами, красками, гуашью и т.д.)

6)О чем мечтает девочка? (о кукле, о соке, о конфетке, о шоколадке и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Изменяют по падежам имя существительное

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы..

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-находить ответы на вопросы, используя информацию.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь учителя-логопеда;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: 

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

— определять общие для всех правила поведения.

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

 

— обучающиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
— предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель-логопед может уточнить;
— выбирают способ построения НЗ (как?) – метод  уточнения (из ранее изученных  действий);
— определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).
2 мин. Практические. Фронтальная — Послушайте стихотворение и если внимательно прослушать его, то можно, догадаться про что он, то сможете сформулировать тему занятия.

Как падежи убежали из школы

Надоело падежам

В человечьей школе.

Захотелось падежам

Погулять на воле!

Чем попусту склоняться,

Не лучше ль послоняться?

Убежали падежи За дома, за гаражи

И несутся в поле ржи:

— Вот где воля!

Вот где жизнь!

В лес бежим!

Среди зверей

Мы найдём себе друзей!

И стали падежи жить в лесу. . .

Не будет больше здесь невежд!

Пусть каждый выберет падеж!

И звери прибежали,

Все падежи забрали.

КТО? Именительный? Медведь.

Он видный и общительный.

«Приятно дело с ним иметь»,

— Подумал Именительный.

Родительный, он для КОГО?

Взял ёжик вежливый его .

И для родителей ежа

Не сыщешь лучше падежа.

А Дательный падеж КОМУ?

Достался волку. Почему?

Попробуйте падеж не дать

Тому, кто может сам отнять!

На ЧТО? вернее, на КОГО?

В лесу летят все шишки?

Винительный падеж — его,

Зайчишки-хвастунишки!

А с КЕМ Творительный? С лисой! Хитрюга, право слово.

Всех покорит своей красой

И натворит такого! О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?

«Меня взяла лесная мышь.

Живу в мышиной норке.

Есть предложили корки».

И что же случилось с учениками школы?

Пишут в лес письмо в слезах: «Возвращайтесь, падежах!

Вам не будем обижать.

Мы вам будем изучать.

Нам без вами трудно жить.

Будем вам и нам дружить!»

-Тема нашего занятия….(«Преодоление аграмматизмов падежных окончаний в устной речи»)

 

— Запомни определение!

Как правильно написать окончание имени существительного.

Первый способ.

1.Поставь имя существительное в начальную форму, определить его род и склонение.

2.Поставь вопрос к имени существительному и определи его падеж.

3.Вспомнить, какое окончание надо писать у имени существительного в этом склонении и падеже.

Второй способ.

1.Поставь имя существительное в начальную форму, определи его склонение.

2.Подобрать слово-помощник того же склонения, что и имя существительное с безударным окончанием.

3. Вставить на место имени существительного слово-помощник в той же форме. У слова-помощника и имени существительного надо писать одинаковые окончания.

 

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тема сегодняшнего занятия «Преодоление аграмматизмов падежных окончаний в устной речи»

Запоминают определение.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на занятии;

— под руководством учителя-логопеда планировать свою деятельность на занятии;

-определять последовательность

действий на занятии;

познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные УУД:

-высказывать свое предположение;

Коммуникативные УУД:

-точно и полно выражать свои мысли;

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

V этап.
Оздоровительный
момент
 

 

— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
5 мин. Показ образца выполнения упражнения Групповая — Выполним физкультминутку для глаз

Мы играли, рисовали
Наши глазки так устали!
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

 

 

Выполняют движения в соответствии с текстом

Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

VI  этап.
Включение в систему знаний и повторения
 

 

 

— усвоение нового способа действия;
— выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий;
— проговаривание   выполнения вслух.
7 мин. Практические:
аналитико-синтетические,
работа с карточками
Индивидуальная -Перед вами лежит карточка с заданием.

Ответьте на вопросы по образцу.

Образец: Кому необходимо молоко? – Детям.

Что ты купил в магазине? — _______

Чему радовался мальчик? — ______

Чем ученик писал диктант? — ______

На ветках чего набухают почки? — __

Кто спит в берлоге? —  __________

О ком сочинили рассказ? _ _______

Слова для справок: шарику, торт, ручкой, медведь, дерева, о птицах.

 

 

Отвечают на вопросы по образцу.

Регулятивные УУД:

-работать по предложенному плану;

— осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные УУД:

— определять общие для всех правила поведения.

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

VII  этап.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону 
— организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.
7 мин. Практические:
аналитико-синтетические,
работа с карточками
Индивидуальная -Перед вами лежит карточка с заданием.

— Определите падежи имён существительных единственного числа.

Книги, Родине, мальчик, из села, нет совести, дня, от квартиры, ершу, к счастью, часть, гостю, для кости, куска, к пряже, без таракана, лягушке, ландыш, по болоту, ради огня, поля.

 

 

 

Определяют падежи имён существительных единственного числа.

 

Проверяют свою выполненную работу.

Регулятивные УУД:

-отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

 

Этап

Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

VIII этап.
Рефлексия
 

 

— формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
— формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
4 мин. Обобщение, сравнение Индивидуальная -Оцените свои знания. Если вы считаете, что потрудились хорошо и справились со всеми заданиями, то закрашиваете зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнили плохо — красный.

Ты                               Взрослый

 

Оценивают свои знания. Закрашивают кружки светофора.

Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные УУД:

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.