Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Технологическая карта группового логопедического занятия на тему: Соотнесение числа имени существительного с числом глагола.

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Екатерина Анатольевна Ситникова - - класс - 278
Ф.И.О.
учителя-логопеда
Ситникова Екатерина Анатольевна ГОА ОУ «ЦОРиО» г. Липецк
Группа (класс,
логопедическое заключение)
3 класс
Логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии
Тема занятия Соотнесение числа имени существительного с числом глагола.
Тип занятия «Отработки умений и рефлексии»
Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия Работать над словоизменением и над обогащением словаря действий.
Планируемые образовательные результаты Предметные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
Обучающиеся научатся:

-использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

-осуществлять самоконтроль при списывании  посредством орфографического чтения.

Обучающиеся смогут:
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
— составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
— продолжать развитие звукового и слогового анализа.
 

-развивать умение высказывать свою мысль;
— умение отвечать на вопрос полным предложением;
— умение слушать и понимать других.

 

— развивать умение ставить цели и действовать по составленному плану.

 

— формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной

деятельности;
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ресурсы Карточки с заданиями, картинка «светофор», ручки, карандаши, тетради.

Организационная структура логопедического занятия.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

 

Осуществляемые действия

I этап.
Мотивации.
— создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс;
— формировать правильную артикуляцию звуков.
5 мин. Показ образца выполнения упражнения. Фронтальная -Здравствуйте.

-Чтобы правильно и четко выговаривать  звуки на занятии выполним артикуляционную гимнастику:

1)  «БЕГЕМОТ» 2) «ЛЯГУШКА» 3) «СЛОН» 4) «ФУТБОЛ» 5) «КАЧЕЛИ» 6) «ЧАСИКИ» 7) «ЧИСТИМ ЗУБКИ».

Выполняют артикуляционную гимнастику. Регулятивные УУД:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

II этап.  

Актуализации знаний и пробного учебного действия.

 

-повторить имеющиеся у обучающихся знания и умения, необходимые для введения новой темы;

-актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3 мин. Практические: устные. Фронтальная -Послушайте сказку:

Сказка об имени существительном и его друзьях.

Жило-было имя существительное. Звали его Весна.

Вдруг оно решило, что грустно жить одному и пригласило к себе жить имя прилагательное по имени Ранняя. Вот прошло несколько дней. Они жили прекрасно: вместе играли, пили чай с вареньем, читали друг другу книги. Как-то раз пошли они гулять. Вот идут Весна и Ранняя, идут себе, песенку поют. И тут неожиданно выходит к ним глагол по имени Наступила. Глагол из его дома выгнала Зима. Он попросился  пожить у имени существительного и имени прилагательного. Они взяли его к себе. И стали жить они втроём весело и дружно. Так они и живут по сей день вместе : глагол Наступила, имя прилагательное Ранняя и имя существительное Весна. Тут и сказки конец.

 

Послушайте! Запомните!

 

Глагол – самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что будет делать? и так далее. Считать, прочитать, рисует, придумал, напишет. Глаголы изменяются по временам.

Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечают на вопрос что делает? Учится, пишет.

Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал? Учился, написал.

Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое только ещё? будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? Будет учится, напишет.

Глаголы изменяются по числам: горит – горят, пел – пели, взлетит – взлетят.

Глаголы в неопределённой (начальной) форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола. Учить, решить.

-Ответьте на вопросы:

-Словосочетание учить правило- стоит в единственном или во множественном числе?

— Словосочетание танцуют девочки —  стоит в единственном или во множественном числе?

— Словосочетание приехал дед —  стоит в единственном или во множественном числе?

Слушают сказку.

 

 

 

Слушают и запоминают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Личностные УУД:

-развитие познавательных интересов.

 

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

III этап. Выявления места и причины затруднений.

 

— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;
— фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения.
7 мин. Практические:
аналитико-синтетические,
работа с карточками.
Индивидуальная -Выполните задание на карточке.

Игра «Третий лишний». Прочитай. Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» слово, которое не подходит к двум другим. Объясни свой выбор.

Старость, понимать, молодость.

Глупый, радовать, умный.

Грустить, радость, веселье.

Рисовать, кисть, краски.

Замерзать, холодный, морозный.

-Выполните следующее задание на карточке.

 

А. Игра «Помоги Незнайке». К существительным из первого столбика подберите подходящие по смыслу глаголы из второго столбика. Соедини их стрелочками.

Дворник                         считает

Журналисты                 строят

Бухгалтер                     танцует

Доктор                          учит

Художники                   пишут

Балерина                    подметает

Учитель                     лечит

Строители                 рисуют

Б. Подчеркни глаголы во множественном числе.

Сделай вывод: Число глагола зависит от числа ________________________, с которым глагол связан по смыслу.

В. Назови одним словом слова первого столбика. ________________________

Г. Напиши, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. ___________________________

Выполняют задание на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания;

-находить ответы на вопросы, используя информацию.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь учителя-логопеда;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: 

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

— определять общие для всех правила поведения.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

 

— обучающиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
— предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель-логопед может уточнить;
— выбирают способ построения НЗ (как?) – метод  уточнения (из ранее изученных  действий);
— определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).
2 мин. Практические. Фронтальная — Послушайте стихотворение и если внимательно прослушать его, то можно, догадаться про что он, то сможете сформулировать тему занятия.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

*****

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Множественное число имеет,
И в единственном числе

Изменяется везде.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.

 

-Тема сегодняшнего занятия… (Соотнесение числа имени существительного с числом глагола).

 

— Запомни определение!

Глагол в форме единственного числа обозначает действие одного предмета. Отвечает на вопросы что делаю? что сделаю? что буду делать? что делаешь? что сделаешь? что будешь делать? что делает? что сделает? что будет делать?

Глагол в форме множественного числа обозначает действие двух или нескольких предметов. Отвечает на вопросы что делаем? что сделаем? что будем делать? что делаете? что сделаете? что будете делать? что делают? что сделают? что будут делать?

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

-Тема сегодняшнего занятия: Соотнесение числа имени существительного с числом глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запоминают определение.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на занятии;

— под руководством учителя-логопеда планировать свою деятельность на занятии;

-определять последовательность

действий на занятии;

познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные УУД:

-высказывать свое предположение;

Коммуникативные УУД:

-точно и полно выражать свои мысли;

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

V этап.
Оздоровительный
момент.

 

— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
5 мин. Показ образца выполнения упражнения. Групповая — Выполним физкультминутку для глаз

Мы играли, рисовали
Наши глазки так устали!
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

Выполняют движения в соответствии с текстом. Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

VI  этап.
Включение в систему знаний и повторения.

 

— усвоение нового способа действия;
— выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий;
— проговаривание   выполнения вслух.
7 мин. Практические:
аналитико-синтетические,
работа с карточками.
Индивидуальная -Перед вами лежит карточка с заданием.

Игра «Всё наоборот»

 

ед.ч.       мн.ч.

Образец: бледнеет – бледнеют

 

трудятся – __ бездельничает – _

читают – ___  пишет – ______

плачет – ____ смеются – ____

радуется – _    грустят – ______

молчат – ____ говорит – ______

идут – _____   стоит – ________

бросает – __   поднимают – ____

Отвечают на вопросы по образцу. Регулятивные УУД:

-работать по предложенному плану;

— осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные УУД:

— определять общие для всех правила поведения.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

VII  этап.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

— организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.
7 мин. Практические:
аналитико-синтетические,
работа с карточками.
Индивидуальная -Перед вами лежит карточка с заданием.

Определи число глаголов, заполни таблицу.

 

 

Предложение

Глагол стоит
в ед. ч. во мн. ч.
1 По небу неслись чёрные облака.    
2 Море кипело.    
3 Громадные волны разбивались о скалы.    
4 Страшный рёв моря сливался с рёвом ветра.    
5 Ветер сердито выл.    
6 Судно носилось по волнам.    
7 Люди стояли на мостике.    
8 Они крепко держались на мостике.    
9 Капитан тревожится за судьбу людей.    
 

Определяют число глаголов, заполняют таблицу.

 

 

Проверяют свою выполненную работу.

Регулятивные УУД:

-отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся  

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность обучающихся

 

Формируемые способы деятельности

VIII этап.
Рефлексия.

 

— формировать адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;
— формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
4 мин. Обобщение, сравнение. Индивидуальная -Оцените свои знания. Если вы считаете, что потрудились хорошо и справились со всеми заданиями, то закрашиваете зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнили плохо — красный.

Ты                               Взрослый

Оценивают свои знания. Закрашивают кружки светофора. Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные УУД:

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.