Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Исследовательская работа в 3а классе по теме «Бурлящая лава в домашних условиях»

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Анна Георгиевна Юферева класс 243

                                            ГОАОУ «ЦОРиО»

 

 

                     

 

                                   Исследовательская работа

                                     по теме  «Бурлящая лава

                                      в домашних  условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил: Седов Арсений,

                                                                                                ученик 3 «А» класса

                                                          Руководитель: Юферев Анна Георгиевна

 

 

 

                                                  Липецк

                                                    2022

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………..3

  1. Теоретическая часть…………………………………..……………………..3

1.1. Цель проекта. Задачи проекта……………………………………………………………..3

1.2. Гипотеза. Технологическая карта………………………………….…….4-5

 

  1. Практическая часть…………………………………………….…………..5

2.1. Основные этапы проведения

опыта «Бурлящая лава»…………………………………………………………….5

2.2.  Вывод….…………………………………………………..…….…….……..5

 

Заключение………………………………………………………………….…..5

Список использованных источников информации…………………….….6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по теме «Бурлящая лава в домашних условиях»

Введение

Легенда о вулкане.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

 

Что происходит при извержении.

Когда магма сильно разогревается и собирается много газа, магма прорывается сквозь земную кору. Тогда происходит вулканическое извержение и вылетает из вулкана магма, пепел, газ и куски горных пород.

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. На воздухе лава остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы — пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

И я задался вопросом: «А смогу ли в домашних условиях получить что-то похожее на извержение вулкана или бурлящую лаву?

Цель проекта

Пронаблюдать реакцию щелочи (питьевой соды) и лимонной кислоты, выяснить условия их взаимодействия.

 

Задачи проекта

  • Изучение литературы;
  • Проведение опыта и наблюдение реакции;
  • Выявление условий взаимодействия соды и кислоты;
  • Освоить алгоритм проведения опыта «Бурлящая лава» в домашних условиях.
  • Сделать вывод.

 

 

 

 

Гипотеза:

При попадании в жидкость питьевая сода и лимонная кислота, растворившись, начнут взаимодействовать, шипя и выделяя газ.

Объект исследования:   реакция питьевой соды (щелочи) и лимонной кислоты с выделением углекислого газа.

  • Предмет исследования: условия взаимодействия соды и лимонной кислоты.
  • Методы исследования:   изучение и анализ литературы, проведение эксперимента, анализ полученных данных.

 

Технологическая карта выполнения опыта «Бурлящая лава»

Подготовить оборудование и материалы: стакан с растительным маслом; лимонная кислота; гидрокарбонат натрия (питьевая сода), емкость для порошкообразных веществ, стаканчик; вода; краситель

В емкости для порошков смешиваются лимонная кислота и питьевая сода.

Смесь высыпается в стакан с растительным маслом.

Стаканчик заполняется водой на 2/3 (100–150 мл) и добавляется 10–15 капель красителя.

Стаканчик с водой выливается в стакан с маслом и смесью порошков.

Наблюдение происходящего процесса.

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

Основные этапы проведения опыта «Бурлящая лава»

Нам понадобится:

Масло, лимонная кислота, пищевая сода, вода, краситель, стакан для смешивания, емкость для порошков, перчатки.

1 шаг. Наполнение стакана маслом

Нам понадобится:

Стакан, подсолнечное масло.

Возьмём пустой флакон и перельём в него содержимое флакона с масляной основой.

2 шаг. Наливаем в ёмкость воду

Добавим такое же количество обычной воды.

3 шаг. Подкрашивание воды

Чтобы придать лаве цвет, добавим несколько капель красителя

                 4 шаг. Добавление смеси пищевой соды и лимонной кислоты  в стакан с маслом

Добавим в получившуюся смесь половину чайной ложки пищевой соды, компонент №1. Затем половину чайной ложки лимонной кислоты. Внутри флакона начнётся бурная химическая реакция, совсем как при извержении вулкана!

Когда реакция закончилась, мои одноклассники тоже захотели провести этот эксперимент. Они с интересом повторили мой опыт и реакция, бурлящая лава, не заставила себя долго ждать.

Наблюдаем, как со дна начинают подниматься пузырьки.

 

 

 

                                                       Вывод

 

Моя гипотеза о возможности создания бурлящей лавы в домашних условия подтвердилась.

При попадании в жидкость лимонная кислота и сода действительно вступают в реакцию с выделением газа, но происходит это не в любой жидкости, а только там, где они растворяются – в нашем опыте – в воде. Мы увидели, что в масле порошки не растворяются.

Заключение

  • Алгоритм проведения опыта «Бурлящая лава» в домашних условиях освоен.
  • Реакцию взаимодействия щелочи (питьевой соды) и лимонной кислоты в опыте пронаблюдали.
  • Главное условие взаимодействия порошков питьевой соды и лимонной кислоты выяснено.

Спасибо за внимание!

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Андрей Терентьев. Могучий вулкан. 2009.
  2. Кристина Годен. Детская энциклопедия «Вулканы». 2008.
  3. Роберт Коуп. Вулканы. 2009.
  4. Заварицкая Е.П. Вулканы.1946-2007.
  5. Апродов В.А. Вулканы. — М.: Мысль, 1982.
  6.     Макдональд Г.А. Вулканы. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1975.

7.Влодавец В.И. Вулканы Земли. – М.: Наука, 1973.

 

 

Интернет- ресурсы:

«Большая энциклопедия дошкольника»

  1. http://papamamaya.ucoz.ua/index/gde_obrazujutsja_vulkany/0-82
  2. 2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F3%EB%EA%E0%ED
  3. 3.http://www.geoglobus.ru/earth/geo3/earth17.php
  4. 4.http://festival.1september.ru/articles/522219/
  5. 5.http://allforchildren.ru/why/why44.php