Исследовательская работа в 3а классе по теме «Бурлящая лава в домашних условиях»
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Анна Георгиевна Юферева | класс | 243 |
|
ГОАОУ «ЦОРиО»
Исследовательская работа
по теме «Бурлящая лава
в домашних условиях»
Выполнил: Седов Арсений,
ученик 3 «А» класса
Руководитель: Юферев Анна Георгиевна
Липецк
2022
Содержание
Введение……………………………………………………..…………………..3
- Теоретическая часть…………………………………..……………………..3
1.1. Цель проекта. Задачи проекта……………………………………………………………..3
1.2. Гипотеза. Технологическая карта………………………………….…….4-5
- Практическая часть…………………………………………….…………..5
2.1. Основные этапы проведения
опыта «Бурлящая лава»…………………………………………………………….5
2.2. Вывод….…………………………………………………..…….…….……..5
Заключение………………………………………………………………….…..5
Список использованных источников информации…………………….….6
Исследовательская работа по теме «Бурлящая лава в домашних условиях»
Введение
Легенда о вулкане.
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
Что происходит при извержении.
Когда магма сильно разогревается и собирается много газа, магма прорывается сквозь земную кору. Тогда происходит вулканическое извержение и вылетает из вулкана магма, пепел, газ и куски горных пород.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. На воздухе лава остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы — пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
И я задался вопросом: «А смогу ли в домашних условиях получить что-то похожее на извержение вулкана или бурлящую лаву?
Цель проекта
Пронаблюдать реакцию щелочи (питьевой соды) и лимонной кислоты, выяснить условия их взаимодействия.
Задачи проекта
- Изучение литературы;
- Проведение опыта и наблюдение реакции;
- Выявление условий взаимодействия соды и кислоты;
- Освоить алгоритм проведения опыта «Бурлящая лава» в домашних условиях.
- Сделать вывод.
Гипотеза:
При попадании в жидкость питьевая сода и лимонная кислота, растворившись, начнут взаимодействовать, шипя и выделяя газ.
Объект исследования: реакция питьевой соды (щелочи) и лимонной кислоты с выделением углекислого газа.
- Предмет исследования: условия взаимодействия соды и лимонной кислоты.
- Методы исследования: изучение и анализ литературы, проведение эксперимента, анализ полученных данных.
Технологическая карта выполнения опыта «Бурлящая лава»
Подготовить оборудование и материалы: стакан с растительным маслом; лимонная кислота; гидрокарбонат натрия (питьевая сода), емкость для порошкообразных веществ, стаканчик; вода; краситель
В емкости для порошков смешиваются лимонная кислота и питьевая сода.
Смесь высыпается в стакан с растительным маслом.
Стаканчик заполняется водой на 2/3 (100–150 мл) и добавляется 10–15 капель красителя.
Стаканчик с водой выливается в стакан с маслом и смесью порошков.
Наблюдение происходящего процесса.
Практическая работа
Основные этапы проведения опыта «Бурлящая лава»
Нам понадобится:
Масло, лимонная кислота, пищевая сода, вода, краситель, стакан для смешивания, емкость для порошков, перчатки.
1 шаг. Наполнение стакана маслом
Нам понадобится:
Стакан, подсолнечное масло.
Возьмём пустой флакон и перельём в него содержимое флакона с масляной основой.
2 шаг. Наливаем в ёмкость воду
Добавим такое же количество обычной воды.
3 шаг. Подкрашивание воды
Чтобы придать лаве цвет, добавим несколько капель красителя
4 шаг. Добавление смеси пищевой соды и лимонной кислоты в стакан с маслом
Добавим в получившуюся смесь половину чайной ложки пищевой соды, компонент №1. Затем половину чайной ложки лимонной кислоты. Внутри флакона начнётся бурная химическая реакция, совсем как при извержении вулкана!
Когда реакция закончилась, мои одноклассники тоже захотели провести этот эксперимент. Они с интересом повторили мой опыт и реакция, бурлящая лава, не заставила себя долго ждать.
Наблюдаем, как со дна начинают подниматься пузырьки.
Вывод
Моя гипотеза о возможности создания бурлящей лавы в домашних условия подтвердилась.
При попадании в жидкость лимонная кислота и сода действительно вступают в реакцию с выделением газа, но происходит это не в любой жидкости, а только там, где они растворяются – в нашем опыте – в воде. Мы увидели, что в масле порошки не растворяются.
Заключение
- Алгоритм проведения опыта «Бурлящая лава» в домашних условиях освоен.
- Реакцию взаимодействия щелочи (питьевой соды) и лимонной кислоты в опыте пронаблюдали.
- Главное условие взаимодействия порошков питьевой соды и лимонной кислоты выяснено.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Андрей Терентьев. Могучий вулкан. 2009.
- Кристина Годен. Детская энциклопедия «Вулканы». 2008.
- Роберт Коуп. Вулканы. 2009.
- Заварицкая Е.П. Вулканы.1946-2007.
- Апродов В.А. Вулканы. — М.: Мысль, 1982.
- Макдональд Г.А. Вулканы. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1975.
7.Влодавец В.И. Вулканы Земли. – М.: Наука, 1973.
Интернет- ресурсы:
«Большая энциклопедия дошкольника»
- http://papamamaya.ucoz.ua/index/gde_obrazujutsja_vulkany/0-82
- 2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F3%EB%EA%E0%ED
- 3.http://www.geoglobus.ru/earth/geo3/earth17.php
- 4.http://festival.1september.ru/articles/522219/
- 5.http://allforchildren.ru/why/why44.php