Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Технологическая карта по индивидуальному логопедическому занятию на тему: Постановка звука [С].

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Екатерина Анатольевна Ситникова класс 98
  1. Ф.И.О. учителя-логопеда: Ситникова Екатерина Анатольевна.
  2. Класс: 2 «В» Дата: 08.02.2023г. Предмет: логопедическое индивидуальное занятие.
  3. Краткая характеристика обучающегося: слабовидящий Логопедический диагноз: дислалия (сигматизм).
  4. Тема: Постановка звука [С].
  5. Место и роль занятия в изучаемой теме: занятие по постановке звука [С], соответствует календарно-тематическому планированию.
  6. Тип занятия: повторение.
  7. Цель занятия: постановка звука [С], закрепление в изолированном произношении; развитие речевой моторики; развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.
  8. Задачи: Образовательные: закреплять слуховой и моторный образы звука [С]; формировать умение правильно произносить звук [С]. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику; развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность); развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; развивать пространственную ориентировку, понятия «вправо-влево». Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; формировать функции контроля и самоконтроля. Здоровьесберегающие: планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающегося; чередовать статические и динамические задания; создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.
  9. Универсальные учебные действия: Личностные: формирование интереса к занятию. Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу;  формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. Коммуникативные: формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом. Познавательные: формирование умения извлекать информацию.
  10. Оборудование: Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки, «артикуляция звука в графическом изображении». Предметы: зеркало, игрушка или картинка чайник, предметы для развития дыхания (флюгер-вертушка, ватный комок , «ворота» из конструктора «лего»), игрушка собачка, счётные палочки, цветные карандаши, тетрадь, мяч. Магнитная доска.

 

 

 

 

Характеристика этапов занятия.

Таблица 1.

Этап логопедического занятия.

Время, мин.

 

Цель.

Методы и приёмы работы, в том числе специальные.  

ФОУД*

Содержание педагогического взаимодействия.
Деятельность учителя-логопеда. Деятельность обучающегося с нарушением зрения.
I.Этап мотивации.

2 мин.

Создание доброжелательной атмосферы Словесный метод (беседа, чтение загадки).

Сюрпризный приём.

Индивидуальная. -Добрый день!Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная …
Ответ: Собака (Приложение. Рис. 1.)

-Правильно, собака, посмотри какая собака к нам пришёл.

-Поздоровайся с ней.

-Здравствуйте.

 

 

 

 

 

-Это собака.

Рассматривает собаку.

 

 

-Здравствуй собака.

II.Этап.

Актуализация знаний по теме.

4 мин.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Методы здоровьесбе

регающей технологии. Частая смена вида деятельности.

Индивидуальная. -Сегодня мы продолжим работу над звуком [С], будем стараться правильно произносить звук [С]. Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Конечно, с артикуляционной гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой, правильной речи.

Артикуляционная гимнастика.

Картинки (Приложение.Рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8):

«Бегемот». Широко открыть рот и удерживать  5-7 с. «Лягушка» . Широко улыбнуться,
показать сжатые зубы (верхние зубы сто­
ят ровно на нижних). Удерживать такое
положение 5-7 с.

«Слон». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать
5-7 с.

«Футбол». Рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под шёчкой надувать «мячики» (выполнять 8-10 раз).

«Качели». Открыть рот. Языком тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять 5-10 раз. «Часики» Открыть рот, слегка улыбнуться. Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно то вправо, то влево. Упражнение выполняется сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Следить, чтобы язык не облизывал губы (выполнять 8-10 раз). «Чистим зубки». Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» сначала нижние, а потом верхние зубы, делая движения из стороны в сторону (выполнять 8-10 раз).

Упражнения на развитие дыхания.

Картинки и предметы (Приложение. Рис. 9, 10)

«Загони мяч в ворота». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола, где находятся «ворота» из конструктора «лего».

1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы ребёнок произносили звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

-Подуй на игрушку «флюгер-вертушку».

 

Изолированное произношение звука [С].

-Покажем, как свистит чайник, когда он закипит.

(Приложение. Рис. 11)

-У нас в гостях сегодня собака. Она умеет произносить звук [С]- [С]- [С]. Повтори.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет артикуляционные упражнения перед зеркалом сопряжено с учителем-логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет дыхательное упражнение: «Загони мяч в ворота».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дует на «флюгер-вертушку».

 

 

-[С], [С],[С], [С], [С].

 

 

 

 

-[С], [С], [С], [С].

 

III.Этап.

Практический.

4 мин.

 

Развивать логическое мышление. Игровой приём. Деятельностный. Предоставление выбора. Индивидуальная. 1. Постановка звука [С].

-Собака принесла тебе коробку с буквами и картинками, давай их посмотрим. А здесь задания для тебя.

Договори слово, чётко проговаривая звук [С].Слова: абрико…[С], барбари…[С],

анана…[С],

реди…[С],

коко…[С].

(Приложение Рис. 12, 13, 14, 15, 16)

-Сейчас мы поиграем в игру «4-й лишний». Обучающемуся предлагаются картинки: флокс, лотос, роза, нарцисс. Ему необходимо показать и назвать лишний предмет.  Почему лишний?

(Приложение Рис.17, 18, 19, 20)

-Игра «Посчитай до 5» кактус.  (ПриложениеРис. 21, 22, 23, 24, 25.)

-Назови правильно. Один… (что?) и т. д.

 

 

-Сколько самолётов летит вправо (три), влево (два)?

(Приложение Рис. 26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-[С].

-[С].

-[С].

-[С].

-[С].

 

 

 

-Лишний предмет-роза, потому что в названиях всех остальных предметов есть звук [С], а в слове роза его нет.

 

 

-Один кактус, два кактуса, три кактуса, четыре кактуса, пять кактусов.

-Вправо летят три самолёта, а влево летят два самолёта.

 

IV. Этап
Физминутка.

3 мин.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. Показ образца выполнения упражнения. Индивидуальная.  Минутка здоровья.Гимнастика для глаз.

-А, сейчас мы выполним следующее задание – гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

V. Этап Самостоятельная работа.

3 мин.

Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля,способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности Практические, письменные. Индивидуальная. -Выполни ещё задание. «Найди букву         

С, с среди других».

(Приложение Рис. 27.)

-Необходимо выполнить ещё одно задание.

-Выложи букву С из счётных палочек.

-Собачка очень довольна тобой и поэтому предлагает тебе следующее задание.

-Напиши букву С, с мелом на доске, карандашом в тетради.

 

Обучающийся находит и показывает букву С среди других букв.

 

Ребёнок выкладывает букву С из счётных палочек.

Обучающийся пишет букву С, с на доске мелом, а потом карандашом пишет её в тетради.

VI. Этап

Закрепление.

2 мин.

Организовать деятельность по применению ранее полученных знаний. Практический метод.

Словесный метод (беседа).

 

Индивидуальная. Собачка захотела поиграть с тобой в игру.

Игра «Поймай звук [С]».

-Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С].

Звуки: [р], [з], [с], [м], [ф], [в], [с].

-А вот и новая игра, которую предлагает собачка.

Игра с мячом «Один – много».

Логопед, бросая мяч обучающемуся, называет слово в единственном числе, а ребёнок — бросает обратно мяч и называет это же слово  во множественном числе.

-Апельсин,

(Приложение Рис.28)

-Слива,

(Приложение Рис.29)

-Персик,

(Приложение Рис.30)

-Патисон,

(Приложение Рис.31)

-Сыр,

(Приложение Рис. 32)

-Кекс,

(Приложение Рис.33)

-Салат,

(Приложение Рис.34)

-Сухарь,

(Приложение Рис.35)

-Суп.

(Приложение Рис.36)

 

 

Хлопает в ладошки, услышав звук [С].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребёнок отвечает:

-Апельсины,

 

-Сливы,

 

-Персики,

 

-Патисоны,

 

-Сыры,

 

-Кексы,

 

-Салаты

 

-Сухари,

 

-Супы.

 

VII.

Рефлексивно – оценочный этап.

2 мин.

Организовать оценку обучающимся результата своей деятельности.

Подведение итогов занятия учителем – логопедом.

Аналитико-
синтетические
Индивидуальная  

-Что мы сегодня делали на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как ты считаешь, сегодня ты  справился со всеми заданиями?

-Тебе было интересно?

-Ты устала?

-Какое сейчас у тебя настроение?

-Попрощайся с собачкой.

-До новых встреч.

 

-На занятии мы сегодня выполняли упражнения: «Бегемот», «Лягушка», «Слон», «Футбол», «Качели», «Часики», «Чистим зубки»;свистели как чайник с собачкой, играли в игру «4-й лишний», писали С, выполняли гимнастику для глаз и т.д.

 

-Я думаю, что справилась со всеми заданиями.

-Мне было интересно.

-Я не устала.

-Сейчас у меня хорошее настроение.

-До свидания, собачка!

-До свидания!

ФОУД* — форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность, во время которой обучающийся выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Обучающийся динамично переключался.

Со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физическая минутка.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах активизировалась речевая деятельность ребёнка. Обучающемуся предлагались задания, побуждающие его использовать в собственной речи изучаемый звук. Побуждала ребёнка к активности, а так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Я старалась создавать ребёнку ситуацию успеха  особенно в личной оценке.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи обучающегося, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь обучающемуся при выполнении заданий и упражнений в разных формах –подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Он был заинтересован, внимателен, организован.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию обучающегося на достижение поставленных задач. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены и цель достигнута.

Список литературы и источников.

  • Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004 г.
  • infourok.ru
  • nsportal.ru
  • amelica.com › транспорт-картинки-для-детей-скачать
  • Лылова Л. С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернёров. — Воронеж: И П Лакоценина Н.А. 2012 г.