Роль истории в процессе социальной трансформации
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Мария Алексеевна Токарева | История | 11 класс | Статьи | 56 |
|
Из всей совокупности выполняемых в обществе функций истории, важное значение имеет функция связи прошлого с настоящим, обеспечивающая сохранение преемственности между сменяющими друг друга во времени поколениями людей.
Вопрос, в какой степени жизнь нуждается в услугах истории, есть один из важнейших вопросов, связанных с заботой о здоровье человека, народа и культуры. Ибо при некотором избытке истории жизнь разрушается и вырождается и вслед за нею вырождается и сама история.
Духовное здоровье и жизнь общества зависят от его способности помнить о событиях собственной истории. Провалы и искажения в памяти общества, односторонняя фиксация одних событий в ущерб другим свидетельствую, по крайней мере, о частичном духовном расстройстве, об отсутствии самоконтроля и деформациях в самосознании. Подобно здоровому человеку, самосознание которого включает все пережитое им, здоровое общество должно знать свое прошлое. Человек должен помнить, кто он, откуда и куда идет. Черпая силы в воспоминаниях и победах о «звездных часах», нельзя забывать о неверных решениях, нельзя не скорбеть о непоправимых ошибках. Общество, боящееся своего прошлого, стремящегося забыть о нем, действует вопреки собственным интересам (1, с.67).
Внимательно вникая в прошлое, мы тем самым убеждаемся, что прошлое не ушло, не исчезло безвозвратно. Мы фактически живем в нем, сами того не замечая. Оно, это прошлое, в нас: в нашем мировоззрении, в нравственных нормах и традициях, в каждодневных мыслях, чувствах, поступках, образе жизни, языке, наследственных — от деда к внуку — привычках.
Обращаясь к прошлому, современный человек учится понимать, что то великое которое некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз, возможно повторится когда-нибудь еще раз.
Чем могла бы история лучше служить жизни, как не тем, что она привязывает даже и менее избалованных судьбой поколения и народности к их родине и родным обычаям, делает их более оседлыми и удерживает от стремления искать счастья на чужбине и бороться за него с другими, задается вопросом Ф.Ницше. Согласно его концепции «историю могут вынести только сильные личности, слабых же она совершенно подавляет. Причина лежит в том, что она сбивает с толку наши чувства и ощущения в тех случаях, когда эти последние недостаточно мощны, чтобы помериться с прошлым. Тот, кто не осмелился больше полагаться на самого себя, но невольно для определения своего своего чувства обращается к истории за советом: «как мне в этом случае ощущать?», тот из трудности постепенно превращается в актера и играет какую-нибудь роль, большей частью даже несколько ролей, и потому каждую из них так плохо и так плоско»(2, 51).
А.Грилькарцер имеет мужество заявить следующее: «Что такое история, как не способ, которым человеческое сознание воспринимает недоступное для него событие, соединяет в одно целое, что, Бог знает, находится ли в какой-либо связи, заменяет непонятное чем-либо понятным, приписывает свои понятия о внешней целесообразности некоторому целому, которому известна только внутренняя целесообразность, и предполагает наличность случая там, где действуют тысячи мнимых причин?»(2, с.61).
Библиографический список
1. Ельчанов В.А. Историческое сознание. Издательство Алтайского университета. Барнаул, 2002. — 108 с.
2. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или как философствовать молотом.-М.: ООО «Издательство АСТ», Минск: 2005 — 383 с.