Урок на тему : «Новомученики и исповедники Липецкого края , пострадавших за Веру в Липецком крае в ХХ в»

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Лариса Анатольевна Кочетова класс 843

ГОАОУ «ЦОРиО»

Урок на тему :

«Новомученики и исповедники Липецкого края ,

 

пострадавших за Веру в Липецком крае в ХХ в»

Учитель истории:

Кочетова Лариса Анатольевна

Kochetova.larisa@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2017

 

Тема урока:Новомученики и исповедники Липецкого края и пострадавших за Веру в Липецком крае в ХХ в»

 

Аннотация. Предлагаемый материал можно использовать как во внеурочной деятельности так и на уроках православной культуры в 6- 7 классах .

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Раскрыть образ новомученников и исповедников Липецкого края и пострадавших за Веру в Липецком крае в XX веке как мировоззренческий идеал для подрастающего поколения.

Задачи:

Личностные

  1. Воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему, бережное отношение к духовному наследию родного Липецкого края.
  2. Содействовать духовному развитию детей на примере жизненного пути священнослужителей и мирян, живших в эпоху репрессий XX века.
  3. Формировать чувство сопричастности с историческим прошлым и настоящим православной церкви.
  4. Развивать интерес к познанию православной культуры своего края.

Метапредметные

1.Развитие умения анализировать, систематизировать информацию, полученную в результате самостоятельной поисковой деятельности.

  1. Развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы.
  2. Овладеть навыками смыслового чтения.
  3. Развивать навыки развития с письменными источниками.

Предметные

  1. Познакомить с понятиями «новомученик», «исповедник», «священномученик».

2.Дать представление о мученическом подвиге Уара (Шмарина), епископа Липецкого, мучениц Наталии Копытиной, Александры Смольяниновой, Наталии Карих.

Средства обучения: ноутбук, монитор, раздаточный материал, фотографии, иконы, презентация.

Ход урока

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

  1. V. Закрепление изученного материала. Рефлексия

 

 

Ход урока.

 

 

  1. Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. (2м.)
  2. Сообщение темы и цели урока.(3 м)

Учитель обозначает тему урока. Слайд1 презентации

Тема сегодняшнего урока : :«Новомученики и исповедники Липецкого края и пострадавших за Веру в Липецком крае в ХХ в».

Цель урока: Раскрыть образ новомученников и исповедников Липецкого края и пострадавших за Веру в Липецком крае в XX веке.

Ребята, в начале урока я хочу задать вам вопрос: Почему именно сегодня важно помнить о подвиге новомучеников и исповедников Российских? Не спешите отвечать. На него мы ответим в конце нашего урока.

Учитель:  Рассмотрите Икону Собор Липецких святых Слайд 2

Учитель: — Что значит слово «собор» в данном случае?

Учащиеся:    —  Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.

Учитель:    —  Внимательно рассмотрим икону. В Собор Липецких святых вошли угодники Божии, ранее канонизированные Русской Православной Церковью, а также местночтимые подвижники благочестия, жизненный путь которых в какой-либо степени был связан с Липецким краем в современных границах Липецкой митрополии, всего 61 человек. Возможно, их число не окончательное и будет пополняться именами святых, прославленных другими епархиями и нашей епархией.

Слайд 3.

Учащийся читает стихотворение Сергея Бехтеева

Они идут! Раздайтесь, расступитесь,

Снимите шапки, бросьте враждовать!

Благоговейте, кайтесь и молитесь!

Они идут за Правду умирать…

Глумясь над истиной поруганного Неба,

Безумствует вокруг звериная толпа,

Нахально требуя позорища и хлеба,

Коварно-мстительна, злорадна и слепа.

Они идут — гонимые, больные,

Покорные веленьям палачей,

Пред Богом и людьми подвижники святые,

Немые жертвы дьявольских мечей…

Умолк топор! Ползут ночные тени;

Кровавый цирк одел седой туман.

Их больше нет! Склонитесь на колени

У праха новых христиан!

Учитель: Как вы понимаете это стихотворение?

Ответы учащихся.

На мой взгляд, стихотворение Сергея Бехтеева о христианских мучениках, которые пострадали за свою веру.

Ученик. Слово Правда здесь означает Бог.

— Строка стихотво­рения «Нахально требуя позорища и хлеба» аналогична требо­ваниям римских граждан «хлеба и зрелищ».

— Ослепленные обе­щаниями «Вся власть народу!», «Хлеб крестьянам!» граждане России совершили поругание ее национальных святынь — сжигали иконы, сбрасывали кресты и колокола, взрывали храмы.

III. Изучение нового материала. (30 м.)

Учитель: Рассказ о гонениях РПЦ

Россия – 20век. Эпоха великих достижений и время тяжелых потрясений для нашей страны. После Октябрьской революции 1917 года наступили в России трагические времена. К власти пришли большевики, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи.

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 г.:

Учащиеся читают и анализируют текст документа.

1 документ«…изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. — М. — Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1997 г., стр.143).

Учащиеся: Власть дала задачу уничтожить православную веру в стране.

Слайд 4

2 документ Обращение Тихона .

Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси – верным чадам Православной Церкви Российской

«Наступили времена гонений на истину Христову. Явные и тайные враги сей истины стремятся погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной вражды. Доходят до нас известия о зверских избиениях ни в чём не повинных людей… Гонение жесточайшее воздвигнуто на Святую Церковь Христову; благодатные Таинства, освящающие рождение на свет человека.., союз семьи христианской объявляются ненужными; святые храмы подвергаются разрушению через расстрел орудий… Зовём всех вас, верных чад Церкви: встаньте на защиту оскорбляемой ныне Святой матери нашей…»

Патриарх поставил свою подпись под посланием и дописал: «Готов на все страдания, даже на смерть во имя веры Христовой».

Учитель : К чему призвал патриарх Тихон?

Ученик: Остаться верными православной вере до конца , защитить ее.

Учитель: Многие русские люди последовали этим словам, встали на защиту веры и Отечества…

Слайд 5

Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, преследовались новой властью. Их отправляли  в лагеря для заключённых. В это страшное время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему. А теперь обратимся к словарю и узнаем кто такие мученики, исповедники и новомученики.

 

 

Илья Глазунов. Вечная Россия

Ученик: Если  заглянем на страницу Википедии, то найдем пояснение, что:

Самостоятельная работа учащихся со словарем

Новомученик Христианин, принявший мученическую кончину за веру во Христа в сравнительно недавнее время.
Исповедник Святой, прославляемый Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; претерпевший гонения, но оставшийся жив.
Священномученик Священнослужитель, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время.
Преподобномученик Монах, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время.

Учитель. Проверяем вашу самостоятельную работу со словарем.

Мученик — это человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово «мученик», которое было переведено на славянский а, затем, на русский язык, следует переводить — «свидетель».

Исповедник  — особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мучительной смерти. Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям (жертвенности), которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства христианской веры (героическому подвигу во имя Христа). Мученики — один из «чинов» (ликов) святых.

Новомученики — общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти.

Учитель: —  Скажите, как называют в Церкви святых, которые были убиты за веру, и тех, которые не боялись исповедать ее перед мучителями, претерпев до конца мучение, умерли своей смертью?

Ученики:

— Их называют святыми мучениками и исповедниками.

— Православные мученики  шли на смерть добровольно. Уверовав во Христа, они отказывались «поклоняться», следовать коммунистическим идеалам и предавать Христа, хотя осознавали, что за это последует расплата.

Учитель: Что объединяет мучеников и исповедников Христовых?

Ученики: — Мучеников и исповедников объединяет кровь, которую они пролили за имя Христово, за распространение Его учения, за стойкость в вере.

—  И еще, чин мучеников считается перед Богом одним из самых высоких, после пророков.

Учитель: -Таким был и священномученик Уар, мученица Наталия Копытина и многие другие известные новомученики и исповедники.

 

Сообщения учащихся.

Учитель : Послушайте сообщение учащегося и ответь на вопрос: почему Епископ Уар был причислен к лику святых?

Слайд 6

Ученик 1: Священномученик Уар, в миру Петр Алексеевич Шмарин родился 11 октября 1880 г. в с. Новоситовка Тамбовской губернии (ныне территория Петровского района). Окончил церковно-учительскую семинарию. В 1904 г. был рукоположен в сан диакона, в 1910 г.  иерея. До 1917 г. служил в Саратовской губернии, на острове Манчинсаари на Ладожском озере и в с. Мустамяги близ Выборга в Финляндской епархии. В 1918 г., в связи со смертью жены, возвратился в Тамбовскую губернию и служил священником в церкви с. Тютчево.

В 1924 г. отца Петра арестовали в первый раз. Допросы в Лебедянской тюрьме были долгими, но допрашивали вежливо, стараясь более убедить, нежели запугать угрозами, так как следователи уже вполне разобрались, что угрозы в данном случае приведут скорее к обратному результату. На допросах сотрудники ОГПУ предлагали ему снять сан  это было самое главное для них. «У вас большая семья, вам будет очень трудно в новых условиях, снимите сан,  говорили они.  Вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны. Мы строим сейчас новое государство, и нам нужны образованные люди. Мы вам дадим хорошую, престижную работу, квартиру, обеспечим вас всем, у вас не будет никаких забот». Все эти уговоры и приводимые ими аргументы отец Петр категорически отверг. Столкнувшись с непреклонной волей доброжелательного и миролюбиво настроенного священника и учитывая, возможно, что он выходец из бедного крестьянского сословия, власти на первый раз его освободили.

В 1926 г. был отец Петр был пострижен в монашество с именем Уар и хиротонисан во епископа Липецкого. На основании ложных свидетельств в 1935 г. владыка был арестован и заключен в тюрьму г. Липецка. На допросах и суде он отрицал инкриминированные ему контрреволюционные высказывания и пропаганду. В тот же день епископу был прочитан приговор: восемь лет тюремного заключения. На следующий день владыку этапом отправили в тюрьму в г. Мичуринск Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 г., а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 1937 г.

Тюремные врачи выявили у владыки сердечные заболевания и нервные расстройства, спровоцированные арестом и заключением. Из-за этих тяжелых болезней, епископа перевели на должность счетовода. Все это время владыка содержался в бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 г. его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны одни уголовники. 23 сентября 1938 г. они убили владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области. В 2004 г. священномученик Уар был причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память святого совершается в Соборе новомучеников и 23 сентября.

7 июля 1968 г. спустя 30 лет после убиения владыки Уара на его родине в с. Новоситовка Петровского района Тамбовской области произошло чудесное событие. Сильный ураган, прошедший в тот день, вырвал с корнем огромный дуб. На дне образовавшейся воронки местные жители заметили бьющий родник, а затем обнаружили две иконы: Спасителя и Богородицы. С этого момента к источнику началось паломничество. Люди ехали со всей округи, даже из Тамбова и Липецка. Власть пыталась засыпать источник, но он каждый раз пробивался вновь. Его даже заливали мазутом, но вода всегда находила путь и была кристально чиста.

Ученики отвечают на ранее поставленный вопрос .

Епископ Уар до конца дней своих не отрекся от веры Христовой, остался верен Христу.

Слайд 7

Ученик. Сообщение. Мученица Наталия Копытина.

Учитель. Какие нравственные качества были у Наталии Копытиной?

В 2017 году исполняется 75 лет со дня мученической кончины новомучениц ХХ века – Наталии Копытиной, Александры Смольяниновой, Наталии Карих. Их жизнь тесно связана с Липецким краем, а имена входят в Собор Липецких святых. Мученица Наталия Копытина родилась 25 августа 1885 года в селе Порой Куйманской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии (совр. Липецкая область) в семье государственного крестьянина Федора Михайловича Фролова и его супруги Матроны Герасимовны. Согласно записи в Метрической книге Михаило-Архангельского храма села Порой, в тот же день было совершено ее крещение священником Петром Никифоровым вместе с диаконом Василием. Имя свое она получила в честь мц. Наталии, память которой совершается 25 августа. Восприемниками при крещении младенца Наталии были жители села Порой Григорий Иванович Копытин и Анна Афанасьевна Фролова. Семья Фроловых была благочестивой и трудолюбивой. Жили в каменном доме недалеко от храма, кормились крестьянским трудом. По достижении двадцатилетнего возраста, Наталию выдали замуж за односельчанина Антона Ивановича Копытина, девятнадцати лет. Венчание состоялось в Михаило -Архангельском храме 6 ноября 1905 года. Семья мужа Наталии была известна в селе своим благочестием и строгими нравственными устоями. Свекор Иван Егорович к тому времени уже умер, жили вместе со свекровью Марией Дмитриевной, бабушкой Матроной, братьями и сестрами Антона Ивановича. Брат Антона – Игнат, был старостой в церкви, пел в хоре. По праздникам вся семья неизменно шла на службу, дома оставались кто-либо из женщин (по очереди) и маленькие дети. Вскоре в молодой семье родились дети: первенец Василий в 1907 году, дочь Дария в 1911 году, сын Федор в 1913 году, дочь Мария в 1916 году. Муж Наталии — Антон Иванович, был сильным и красивым, работал «ключником» (совр. кладовщик) на сахарном заводе в Трубетчино, но в возрасте 33-х лет его настигла болезнь, которую в народе называли «антонов огонь». Наталья осталась вдовой с четырьмя детьми, замуж больше не выходила. Семья жила скромно: «до 1931 года имела «хату, лошадь и корову, земли купчей и арендной не было», а после 1931 года, когда началась коллективизация, «за исключением хаты не имеет ничего». К этому времени старшие дети Наталии Федоровны имели свои семьи. Семья старшего сына Василия и дочь Мария жили вместе с матерью. Несмотря на начавшееся гонение на Церковь, в храме села Порой службы совершались, сохранилось предание о том, что только был снят колокол. В селе было много верующих. В 1929 году, после закрытия Сезеновского монастыря, в Порой и окрестные села, на свою родину, вернулись монахини и поселились у своих родных. Они активно ходили в церковь, читали Псалтирь по умершим, поддерживали тесную связь друг с другом, служили духовной опорой и поддержкой верующим во время испытания. Это настораживало власти, и в начале1930-х годов прошла первая волна арестов. Были арестованы и осуждены монахини и несколько верующих из села Порой и окрестных сел. В августе 1937 года был издан приказ о проведении массовых арестов, в том числе и церковников-мирян. Сотрудники НКВД провели в селе допросы свидетелей, которые показали, что у них в селе существует «контрреволюционная группа церковников», которые, кроме того, что часто посещают храм, еще и собираются по домам, где поют церковные песнопения, читают Евангелие, также собираются в лесу и поют там церковные песнопения, а после песнопений ведут антисоветскую агитацию, которая выражалась в жалобах на условия жизни, которые создали для них коммунисты. Главная же вина заключалась в отказе участвовать в выборах в Верховный Совет СССР. Один из свидетелей показал, что, придя в один дом, в котором находились верующие, он пригласил хозяина дома прийти на выборы и проголосовать, на что тот сказал: «За антихристов и губителей я голосовать не буду». Другой, бывший здесь, его поддержал и заявил: «Теперь мы вам потребовались, а когда грабили нас, то забирали последнюю скотину и даже тряпку, тогда мы вам не нужны были». Здесь же находилась Наталия Федоровна и другие женщины, которые стали причитать: «Господи! Господи!.. замучили всех окончательно. Неужели Бог нас не услышит и не избавит от этих антихристов». 20 декабря 1937 года власти арестовали всю группу верующих в селе, в том числе и Наталию Федоровну, обвинив ее в том, что она «являлась активным членом контрреволюционно-церковной группы и среди населения вела антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков». Заключенных поместили в Данковскую тюрьму. В тот же день Наталия Федоровна была допрошена следователем: — В соответствии с показаниями обвиняемых… вы являетесь членом контрреволюционной организации… и среди населения вели контрреволюционную агитацию, направленную на подрыв колхозного строительства и на срыв мероприятий по выборам в Верховный Совет СССР. Подтверждаете ли вы это? – Принадлежность к контрреволюционной организации я отрицаю. Антисоветской агитации среди населения я не вела. – Вы лжете. Показаниями свидетелей вы достаточно изобличены в принадлежности к контрреволюционной организации и в том, что под видом молитв вы среди населения вели контрреволюционную агитацию, направленную на подрыв существующего строя, используя для этого религиозные предрассудки. – Показания свидетелей о моей контрреволюционной деятельности я отрицаю. Зная, какими методами тогда производилось дознание, можно представить, какой крепкой верой, мужеством и стойкостью обладала эта, совсем не молодая 52-х летняя женщина, не признавшая себя виновной и никого не оговорившая! К концу декабря следствие было закончено, 30 декабря 1937 года тройка НКВД вынесла приговор Наталие Федоровне — восемь лет заключения. Сначала наказание она отбывала в Рязанской тюрьме, а затем была отправлена в женский лагерь, который находился в Акмолинском отделении Карлага НКВД. Память мученицы Наталии Копытиной почтили в Михаило-Архангельском храме села Порой Добровского района. Настоятель, протоиерей Алексий Сотрута, совершил молебен новомученице, рассказал прихожанам о жизни их святой землячки.

Ответы учащихся.

Наталия Федоровна проявила крепкую веру, мужество и стойкость.

  1. V. Заключительная часть. (10м)

Учитель: Почему же православная церковь чтит новомучеников Российских?

Ученик: — Почитание — это не просто память, это соединение с теми кто в вечности, кто у Бога, у которого все живы.

Учитель : А что могут дать нам новомученики?

Ученик: Укрепление в вере.

Учитель: Борьба за душу человека, за душу каждого из нас. На примере подвига новомучеников мы должны доносить до каждого нашего соотечественника свет Христовой истины, формирующий в личности духовные и нравственные принципы и основы, без которых невозможно возродить могучее и славное Российское государство.

Учитель. В современном сознании, благодаря телеэкрану, героизм и подвиг считаются чем-то ярким и эффектным. Герой воспринимается как человек со сверхспособностями, как некий супермен. Но так ли это с точки зрения христианского понимания подвига? Жизнь людей о которых мы говорили на уроке подтверждает или отрицает это?

Ученик. С точки зрения христианской морали подвиг-это крепкая вера.

Учитель. Читает слова прп Симеона: «..Вы сами, если захотите, можете каждодневно проходить подвиг мученичества, подобно мученикам, можете страдать и терпеть за Христа каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть? Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими — демонами, и будете всегда противостоять греху и страстной воле своей. Те противостояли мучителям, а вы противьтесь демонам и пагубным страстям плотским, кои тиранически устремляются на душу нашу каждый день, каждую ночь и каждый час и понуждают нас делать то, что не сообразно с богочестием и чем прогневляется Бог. Итак, если и мы противостанем всему такому, не послушаемся советов лукавых демонов и не станем творить волю плоти и помышлений и питать ее удовлетворением ее бесчинных похотений, то, по всей справедливости, будем и мы мучениками, противовоюющими греху» (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 49—50)

Ученик. Каждый человек должен бороться со своими грехами, совершать свой подвиг. Каждый из нас должен задумываться о своем поведении и жить согласно заповедям Христа.

Учитель Подведем итог нашему уроку. «Без почитания новомучеников нет будущего».  Никакой народ не может жить и развиваться без исторической памяти. Точно так же народ, не почитающий своих предков, в особенности своих святых праведников, не может иметь будущего. Почитание новомучеников и исповедников XX века — это наш долг. Почитая их память, мы можем обрести духовное преемство с ними. Чтобы, вспоминая героический христианский подвиг наших соотечественников, каждый из нас мог сказать: «Святые мученики, исповедники  Российские, молите Бога о нас!»

Ученик читает заранее подготовленное стихотворение.

Слайд 8

Подвиг

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг – в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились –

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Алексей Хомяков

 

Завершает урок “Тропарь, кондак и величание Новомученикам и Исповедникам Российским”

Слайд 9

Библиографический список.