Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Комплексная коррекция дошкольников в процессе продуктивной творческой деятельности

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Нина Анатольевна Федотова Другое Детский сад класс Доклады 388

     Наш детский сад работает по адаптированным образовательным программам для детей IV вида и детей с РАС.

Они написаны на основе образовательной основной программы «от рождения до школы» под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, где выделены 5 образовательных областей.

Одна из них – художественно-эстетическая. Сюда входят продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование) музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, художественно-литературная.

Продуктивная деятельность, наряду с ведущей, игровой деятельностью, имеет очень большое значение для незрячих детей и для детей с РАС.

Что же такое продуктивная деятельность?

Это деятельность ребенка с целью получения продукта (рисунка, постройки, лепкой поделки), обладающего определенными заданными качествами. Эта деятельность не возникает сама собой для этого нужны определенные условия:

— организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с СФГОС;

— создание коррекционно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями;

— учет структуры дефекта, индивидуальности и интересов ребенка;

— признание детских достижений в любом их виде и качестве.

Одних условий недостаточно для организации продуктивной деятельности. Необходима система знаний о предметах и явлениях, которые дети изображают, их свойствах, качествах, форме, величине, цвете, для детей с остаточным зрением и для детей-аутистов), их положения в пространстве. Очень помогает тематическое понедельное планирование, когда одна тема, например: «Овощи», проходит единою нитью на всех занятиях: ознакомлении с окружающим, развитию речи, в развивающих играх. Начинаем творить всегда с лепки, потом — аппликация и завершаем тему рисованием. Принцип последовательности, систематичности «от простого к сложному» здесь очень важен.

Лепка.

Лепим из пластилина, теста, глины. Эти материалы очень удобны для коррекционной работы. Начиная с бимануального обследования предмета, выделяя его части, размер, форму — ребенок овладевает приемами лепки: отщипывает комочки раскатывает их, соединяет и скрепляет концы вылепленного столбика, получает полую форму путем вдавливания, объединяет вылепленные предметы в единый сюжет, рассказывая о них.

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев, и способствуют развитию тактильного, осязательного восприятия».

Аппликация.

Аппликация – универсальное средство для развития и познания окружающего мира. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, композиции. Дети закрепляют знания о плоскостных геометрических формах, учатся ориентироваться в микропространстве на плоскости, оперируя понятиями справа, слева, вверху, внизу и т.д. Закрепляют знания полученные на занятиях тифлопедагога и на занятиях математики.

Дети учатся действиями с бумагой: открывать, сминать, скатывать и даже отрезать. Взрослые помогают детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, широковатая и определяют это осязательным способом.

Учатся работать с разными материалами: тканью, сухими листьями, семенами, ватными дисками и т.д.

Используем самые разные техники: обрывание, квиллинг, торцевание и т.д.

Систематическое обучение детей разнообразными способами аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольников в самостоятельной деятельности.

Рисование.

Рисование для незрячих детей – это самый сложный продуктивный вид деятельности и самый любимый. Здесь как нигде важна компенсаторно-коррекционная направленность занятий с использованием сохранных органов чувств (осязания) и потенциальных познавательных возможностей наших детей.

Мы поддерживаем интерес детей к рисованию, несмотря на состояние их знания, степени подготовленности и способностей.

Конечно, мы не рисуем с натуры, потому что у детей нет целостно представления о предмете. Но карандаш, фломастер начинаем вкладывать в руку малыша уже в младшей группе.

Очень хорошо усваивают дети рисование в трафарете, рисование нетрадиционными способами: пальчиками, ладошкой, печаткой; рисуем с использованием частичного рельефного изображения.

Дети называют основные цвета, оттенки, хотя они никогда их не видели. Они знают, что белый цвет – это цвет снега, а зеленый — трава (примеры с использованием красок).

При желании всегда можно найти возможность работать с красками и гуашью, и мотивировать ребенка к творчеству.

Конструирование.

Очень расширяет содержание сенсорного воспитания детей конструктивная деятельность.

В ходе этой деятельности ребенок сталкивается с очень важным качествами предмета – их строением, с особенностями пространственного расположения. Навыки работы формируются постепенно, начиная от работы «кубик на кубиках» и заканчивая постройками и «лего».

Л.И. Солнцево отмечала, что при обучении слепых детей конструированию очень важно алгоритмизировать процесс осязательного восприятия, определить порядок предметных действий – это облегчает процесс конструирования вселяет уверенность, мотивирует детей к достижению цели.

Театрализованная деятельность.

Затрагивая вопросы комплексной коррекции в работе с детьми с ОВЗ, нельзя не сказать о влиянии музыки и театрализованной деятельности на их развитие.

Музыкальные занятия, как непосредственная образовательная деятельность, включают в себя 4 части:

  • Слушание;
  • Пение;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игры.

Исходя из этого видно, какие задачи решает педагог.

На музыкальных занятиях мы учим детей не только ходить, бегать и прыгать под музыку, а добиваемся согласованности и красоты движений, а также умений ориентироваться в большом пространстве, во время игр и танцев согласовывать свои действия с партнёром, соотносить жест, движение и слово в передаче образа, выразительно читать стихи.

Театрализованная деятельность в детском саду – это разные виды театра:

  • Настольный;
  • Пальчиковый;
  • Би-ба-бо;
  • Игры-драматизации по сказкам;
  • Музыкальные спектакли.

Они, как ничто другое, способствуют творческому развитию ребёнка. Формируют навыки общения и взаимодействия, вкус в выборе музыки, интеллект, речь. Очень тесно переплетаются с музыкальными занятиями. В сценарии утренников всегда включены отрывки из сказок в исполнении детей, как незрячих, так и детей с РАС.

Вывод.

В результате комплексной коррекции дошкольников с особыми образовательными потребностями через продуктивную творческую детальность интенсивно повышаются:

— образовательные и развивающие возможности

— сенсорные и умственные способности;

— определенные умения, навыки и зрительно — моторная координация;

— формируется упорство, усидчивость, аккуратность, самостоятельность,

— умение доводить начатое дело до конца;

— снимается чувство тревожности, перенапряжение, страха;

— создаются условия для саморазвития; самовыражение, проявляется творческие способности;

— дети учатся взаимодействию со взрослыми и детьми;

 

Всё это способствует достижению главной цели – социализации детей с ОВЗ в общество.