Комплексная коррекция дошкольников в процессе продуктивной творческой деятельности
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Нина Анатольевна Федотова | Другое | Детский сад класс | Доклады | 388 |
Наш детский сад работает по адаптированным образовательным программам для детей IV вида и детей с РАС.
Они написаны на основе образовательной основной программы «от рождения до школы» под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, где выделены 5 образовательных областей.
Одна из них – художественно-эстетическая. Сюда входят продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование) музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, художественно-литературная.
Продуктивная деятельность, наряду с ведущей, игровой деятельностью, имеет очень большое значение для незрячих детей и для детей с РАС.
Что же такое продуктивная деятельность?
Это деятельность ребенка с целью получения продукта (рисунка, постройки, лепкой поделки), обладающего определенными заданными качествами. Эта деятельность не возникает сама собой для этого нужны определенные условия:
— организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с СФГОС;
— создание коррекционно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями;
— учет структуры дефекта, индивидуальности и интересов ребенка;
— признание детских достижений в любом их виде и качестве.
Одних условий недостаточно для организации продуктивной деятельности. Необходима система знаний о предметах и явлениях, которые дети изображают, их свойствах, качествах, форме, величине, цвете, для детей с остаточным зрением и для детей-аутистов), их положения в пространстве. Очень помогает тематическое понедельное планирование, когда одна тема, например: «Овощи», проходит единою нитью на всех занятиях: ознакомлении с окружающим, развитию речи, в развивающих играх. Начинаем творить всегда с лепки, потом — аппликация и завершаем тему рисованием. Принцип последовательности, систематичности «от простого к сложному» здесь очень важен.
Лепка.
Лепим из пластилина, теста, глины. Эти материалы очень удобны для коррекционной работы. Начиная с бимануального обследования предмета, выделяя его части, размер, форму — ребенок овладевает приемами лепки: отщипывает комочки раскатывает их, соединяет и скрепляет концы вылепленного столбика, получает полую форму путем вдавливания, объединяет вылепленные предметы в единый сюжет, рассказывая о них.
В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев, и способствуют развитию тактильного, осязательного восприятия».
Аппликация.
Аппликация – универсальное средство для развития и познания окружающего мира. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, композиции. Дети закрепляют знания о плоскостных геометрических формах, учатся ориентироваться в микропространстве на плоскости, оперируя понятиями справа, слева, вверху, внизу и т.д. Закрепляют знания полученные на занятиях тифлопедагога и на занятиях математики.
Дети учатся действиями с бумагой: открывать, сминать, скатывать и даже отрезать. Взрослые помогают детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, широковатая и определяют это осязательным способом.
Учатся работать с разными материалами: тканью, сухими листьями, семенами, ватными дисками и т.д.
Используем самые разные техники: обрывание, квиллинг, торцевание и т.д.
Систематическое обучение детей разнообразными способами аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольников в самостоятельной деятельности.
Рисование.
Рисование для незрячих детей – это самый сложный продуктивный вид деятельности и самый любимый. Здесь как нигде важна компенсаторно-коррекционная направленность занятий с использованием сохранных органов чувств (осязания) и потенциальных познавательных возможностей наших детей.
Мы поддерживаем интерес детей к рисованию, несмотря на состояние их знания, степени подготовленности и способностей.
Конечно, мы не рисуем с натуры, потому что у детей нет целостно представления о предмете. Но карандаш, фломастер начинаем вкладывать в руку малыша уже в младшей группе.
Очень хорошо усваивают дети рисование в трафарете, рисование нетрадиционными способами: пальчиками, ладошкой, печаткой; рисуем с использованием частичного рельефного изображения.
Дети называют основные цвета, оттенки, хотя они никогда их не видели. Они знают, что белый цвет – это цвет снега, а зеленый — трава (примеры с использованием красок).
При желании всегда можно найти возможность работать с красками и гуашью, и мотивировать ребенка к творчеству.
Конструирование.
Очень расширяет содержание сенсорного воспитания детей конструктивная деятельность.
В ходе этой деятельности ребенок сталкивается с очень важным качествами предмета – их строением, с особенностями пространственного расположения. Навыки работы формируются постепенно, начиная от работы «кубик на кубиках» и заканчивая постройками и «лего».
Л.И. Солнцево отмечала, что при обучении слепых детей конструированию очень важно алгоритмизировать процесс осязательного восприятия, определить порядок предметных действий – это облегчает процесс конструирования вселяет уверенность, мотивирует детей к достижению цели.
Театрализованная деятельность.
Затрагивая вопросы комплексной коррекции в работе с детьми с ОВЗ, нельзя не сказать о влиянии музыки и театрализованной деятельности на их развитие.
Музыкальные занятия, как непосредственная образовательная деятельность, включают в себя 4 части:
- Слушание;
- Пение;
- Музыкально-ритмические движения;
- Игры.
Исходя из этого видно, какие задачи решает педагог.
На музыкальных занятиях мы учим детей не только ходить, бегать и прыгать под музыку, а добиваемся согласованности и красоты движений, а также умений ориентироваться в большом пространстве, во время игр и танцев согласовывать свои действия с партнёром, соотносить жест, движение и слово в передаче образа, выразительно читать стихи.
Театрализованная деятельность в детском саду – это разные виды театра:
- Настольный;
- Пальчиковый;
- Би-ба-бо;
- Игры-драматизации по сказкам;
- Музыкальные спектакли.
Они, как ничто другое, способствуют творческому развитию ребёнка. Формируют навыки общения и взаимодействия, вкус в выборе музыки, интеллект, речь. Очень тесно переплетаются с музыкальными занятиями. В сценарии утренников всегда включены отрывки из сказок в исполнении детей, как незрячих, так и детей с РАС.
Вывод.
В результате комплексной коррекции дошкольников с особыми образовательными потребностями через продуктивную творческую детальность интенсивно повышаются:
— образовательные и развивающие возможности
— сенсорные и умственные способности;
— определенные умения, навыки и зрительно — моторная координация;
— формируется упорство, усидчивость, аккуратность, самостоятельность,
— умение доводить начатое дело до конца;
— снимается чувство тревожности, перенапряжение, страха;
— создаются условия для саморазвития; самовыражение, проявляется творческие способности;
— дети учатся взаимодействию со взрослыми и детьми;
Всё это способствует достижению главной цели – социализации детей с ОВЗ в общество.