Полезные ссылки
Новости Минпросвещения России
«Особый взгляд» — портал для людей, которые видят по-разному
Региональный ресурсный центр «ПазлСложился»
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»
Бесплатная электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»
Портал «Персональные данные Дети»
Доступная среда Липецкой области
«Аутизм» федеральный ресурсный центр
Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области»
Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области
Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства «СемьЯ»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Уполномоченный по правам человека в Липецкой области
«Администрация Липецкой области» официальный портал
«Управление образования и науки Липецкой области»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения РФ

Коррекционно-педагогическая работа в детском саду

Автор Предмет Класс Тип Просмотры Файлы
Нина Анатольевна Федотова Другое Детский сад класс Доклады 358

Доклад на тему: «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду»

 

Перед нашим обществом поставлена благородная задача- найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут разработку эффективных программ обучения, коррекции и компенсации, адаптации и реабилитации лиц с ОВЗ.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- гласит народная мудрость. В одной этой фразе заключено огромное значение зрения в жизни человека.

В настоящее время понятие слепой рассматривается с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс.

Дети, которые посещают наш детский сад сейчас, представляют разнообразную группу как по характеристике состояние их зрения, так и по происхождению их заболевания. Все дети со сложными комплексными зрительными заболеваниями. Нет ни одного ребенка с единичным поражением зрительной функции. Чаще это два- три глазных заболевания плюс сопутствующие: ДЦП, органическое поражение мозга, неврозноподобные состояния и др. Отсюда вытекает необходимость коррекционно-педагогической работы( 2 слайд).

Под коррекционной-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. Эта работа проводится в рамках специально организованного воспитательно- образовательного процесса, который основывается на принципах коррекционной педагогики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером дефекта, влиянием его на общие развития ребенка.

Работа эта- целенаправленная и систематическая, охватывает все стороны жизни незрячего ребенка в детском саду, она проводится не только на занятиях учителей дефектологов, педагога- психолога, учителя логопеда, воспитателя, во время непосредственной образовательной деятельности- она начинается сразу с приходом ребенка в детский сад, с создания во время утреннего приема положительного эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание, доверие к педагогу, ведь педагог главный посредник между ним и окружающим его миром, который он никогда не видел.

В ненавязчивой игровой форме воспитатель закрепляет алгоритм действия во время раздевания, во время приема пищи- навыки ориентировки на плоскости стола, закрепляя понятия: слева, справа, перед и т. д.

Конечно же, принцип коррекционной направленности больше всего реализуется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога, учителя- дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.

Занятия тифлопедагога проходят по четырем направлениям в соответствии с разделами нашей коррекционно- развивающей программы.( слайд 3).

Занятия проводится индивидуально с каждым ребенком, у каждого ребенка свой образовательный маршрут. От чего он зависит?

  • от знаний о первичном дефекте и степени его выраженности;
  • возможности коррекции и компенсации, то есть определение «зоны ближайшего развития ребенка»;
  • от данных, полученных в результате диагностики, если это возможно;
  • от времени поступления ребенка в детский сад;
  • рекомендаций ПМПк.

В течение года он варьируется, корректируется в зависимости от результатов, которые дает коррекционное и воспитательно- образовательная работа с ребеком.

Учителя-дефектологи работаю в тесной связи с воспитателями, педагогом-психологом, учителем- логопедом, учителем АФК( слайд 4). Но в своей группе направляет свою работу учитель-дефектолог ( пример, изучение темы «Овощи»). Эта тема может пройти через все виды деятельности, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, в лепке, в аппликации. Ребенок расширяет, закрепляет знания. В работе с ним используется разные методы приема, не дублируя друг друга.

Тифлопедагог показывает способы, например, бимануального обследования предметов; способы владения тростью; учит работать методом сопряженных действий.(слайды 5-8)

Учитель-дефектолог использует в своей работе специальные методы и средства, которые должны обеспечить эффективность в достижении положительных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений. Например, прием пропедевтической направленности, когда необходимо слепого ребенка научить игровым, ролевым действиям, дать представление об окружающем мире для сюжетного обогащения сюжетно- ролевой игры «Магазин».

Или, допустим, метод трансформирующей направленности. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций. При этом недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, то есть, когда активизируется и расширяется роль других психических функций.

Родители тоже включены в коррекционный процесс работы с детьми. Мы стараемся чтобы они находились в курсе всех событий, происходящих с их ребенком. Используем разнообразные формы работы, но самые действенные- это практические консультации, на которых взрослый попадает в состояние незрячего с помощью специальных очков и обучается способам осязательного восприятия, обследованию предметов. Систематическая работа с родителями почти всегда приносит положительный результат( пример с Дашей Калашниковой). Наличие такой положительной динамики у детей есть результативность нашей работы, также результаты работы за несколько лет можно увидеть в следующей таблице (слайд 9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

коррекционно-педагогическая работа со слепыми осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.

Она строится с учетом ведущих дидактических принципов, принципа корригирующего обучения, учета первичных и вторичных дефектов,

опоры на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы.