Коррекционно-педагогическая работа в детском саду
Автор | Предмет | Класс | Тип | Просмотры | Файлы |
---|---|---|---|---|---|
Нина Анатольевна Федотова | Другое | Детский сад класс | Доклады | 422 |
Доклад на тему: «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду»
Перед нашим обществом поставлена благородная задача- найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут разработку эффективных программ обучения, коррекции и компенсации, адаптации и реабилитации лиц с ОВЗ.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- гласит народная мудрость. В одной этой фразе заключено огромное значение зрения в жизни человека.
В настоящее время понятие слепой рассматривается с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс.
Дети, которые посещают наш детский сад сейчас, представляют разнообразную группу как по характеристике состояние их зрения, так и по происхождению их заболевания. Все дети со сложными комплексными зрительными заболеваниями. Нет ни одного ребенка с единичным поражением зрительной функции. Чаще это два- три глазных заболевания плюс сопутствующие: ДЦП, органическое поражение мозга, неврозноподобные состояния и др. Отсюда вытекает необходимость коррекционно-педагогической работы( 2 слайд).
Под коррекционной-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. Эта работа проводится в рамках специально организованного воспитательно- образовательного процесса, который основывается на принципах коррекционной педагогики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером дефекта, влиянием его на общие развития ребенка.
Работа эта- целенаправленная и систематическая, охватывает все стороны жизни незрячего ребенка в детском саду, она проводится не только на занятиях учителей дефектологов, педагога- психолога, учителя логопеда, воспитателя, во время непосредственной образовательной деятельности- она начинается сразу с приходом ребенка в детский сад, с создания во время утреннего приема положительного эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание, доверие к педагогу, ведь педагог главный посредник между ним и окружающим его миром, который он никогда не видел.
В ненавязчивой игровой форме воспитатель закрепляет алгоритм действия во время раздевания, во время приема пищи- навыки ориентировки на плоскости стола, закрепляя понятия: слева, справа, перед и т. д.
Конечно же, принцип коррекционной направленности больше всего реализуется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога, учителя- дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
Занятия тифлопедагога проходят по четырем направлениям в соответствии с разделами нашей коррекционно- развивающей программы.( слайд 3).
Занятия проводится индивидуально с каждым ребенком, у каждого ребенка свой образовательный маршрут. От чего он зависит?
- от знаний о первичном дефекте и степени его выраженности;
- возможности коррекции и компенсации, то есть определение «зоны ближайшего развития ребенка»;
- от данных, полученных в результате диагностики, если это возможно;
- от времени поступления ребенка в детский сад;
- рекомендаций ПМПк.
В течение года он варьируется, корректируется в зависимости от результатов, которые дает коррекционное и воспитательно- образовательная работа с ребеком.
Учителя-дефектологи работаю в тесной связи с воспитателями, педагогом-психологом, учителем- логопедом, учителем АФК( слайд 4). Но в своей группе направляет свою работу учитель-дефектолог ( пример, изучение темы «Овощи»). Эта тема может пройти через все виды деятельности, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, в лепке, в аппликации. Ребенок расширяет, закрепляет знания. В работе с ним используется разные методы приема, не дублируя друг друга.
Тифлопедагог показывает способы, например, бимануального обследования предметов; способы владения тростью; учит работать методом сопряженных действий.(слайды 5-8)
Учитель-дефектолог использует в своей работе специальные методы и средства, которые должны обеспечить эффективность в достижении положительных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений. Например, прием пропедевтической направленности, когда необходимо слепого ребенка научить игровым, ролевым действиям, дать представление об окружающем мире для сюжетного обогащения сюжетно- ролевой игры «Магазин».
Или, допустим, метод трансформирующей направленности. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций. При этом недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, то есть, когда активизируется и расширяется роль других психических функций.
Родители тоже включены в коррекционный процесс работы с детьми. Мы стараемся чтобы они находились в курсе всех событий, происходящих с их ребенком. Используем разнообразные формы работы, но самые действенные- это практические консультации, на которых взрослый попадает в состояние незрячего с помощью специальных очков и обучается способам осязательного восприятия, обследованию предметов. Систематическая работа с родителями почти всегда приносит положительный результат( пример с Дашей Калашниковой). Наличие такой положительной динамики у детей есть результативность нашей работы, также результаты работы за несколько лет можно увидеть в следующей таблице (слайд 9).
Вывод:
коррекционно-педагогическая работа со слепыми осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.
Она строится с учетом ведущих дидактических принципов, принципа корригирующего обучения, учета первичных и вторичных дефектов,
опоры на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы.